Сибирские огни № 02 - 1970
Марина Рубина СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ В этот день я входила в ТЮЗ не через главный, парадный, вход, а через служеб ную проходную. В театре шел спектакль на революционную тему,, и в закулисной части, на пятачке, откуда расходятся лу чами пути во все служебные помещения, включая' святая святых —сцену, стоял, за просто беседуя с молодым актером, Вла димир Ильич Ленин. Чуть поодаль при стально изучал расписание репетиций же лезный Феликс Дзержинский, а в уголке, у входа на сцену, кучка вполне «натураль ных» ребят окружила черноглазого оборвы ша, в котором я не без груда узнала арти стку Киру Осипову. Пока я ждала главного режиссера ТЮЗа Владимира Валентиновича Кузьми на, с которым у нас была условлена встре ча, группка у входа на сцену все продол жала оживленно разговаривать. Невольно я прислушивалась к этому странному «фо руму» и в конце концов поняла, что речь идет о каком-то ребячьем вечере. Неясно было только, почему именно Осипова долж на знать о тортах, лимонадах, шутливых лозунгах, и вообще при чем тут театр. Все это возбудило мое журналистское любопыт ство. Когда появился наконец Кузьмин, я спросила о Кире и ребятах. Оказалось, то были участники юношеского театра-спутни ка Новосибирского ТЮЗа, которым вот уже пять лет руководит на общественных нача лах Осипова. До нее сменилось несколько таких руководителей, а она вот «задержа лась» надблгб' Каждый год, в начале сезо на, «спутник» набирает новичков и прово дит торжественный вечер знакомства их с «ветеранами». Очевидно, именно о таком вечере и щел разговор на «пятачке». Киру Осипову я. знаю давно. Видела ее во многих ролях, главным образом,— маль чишек (Осипова —травестийная актриса), радовалась ее интересным работам. Что ка сается человеческих качеств Киры, то мне очень симпатичны в ней всегдашняя добро желательность и скромное, сдержанное до стоинство. После той встречи за кулисамй я побы вала на занятиях театра-«спутника» и не пожалела об этом. Больше всего меня по разило, как Кира разговаривает с ребятами. И как они разговаривают с ней. И даже не столько слова, сколько то, что угадывалось за словами,— взаимная привязанность взрослого и детей, атмосфера почти семей ной близости, полного доверия и понимания. Если актрисе юношеского театра сверх все го прочего требуется еще и педагогический талант, то Осипова наверняка им обладает. Позже Кира показала мне дневник «спутника», который коллективно ведут ре бята. Ознакомившись с дневником, я поня ла, что должна написать об Осиповой. Од нако ребячьих записей мне было конечно же мало, вне поля зрения юных друзей актрисы оставалась слишком большая часть ее жизни. В наших беседах с ней Кира просто и спокойно говорила о самом сокровенном. Она много думает о своей профессии, о сво их коллегах, о молодом поколении. Когда я потом перечитала записи Кириных расска зов и раздумий, то вдруг увидела, что это тоже своего рода дневник. И тогда роди лась мысль построить весь очерк о Кире в виде ее собственного рассказа, а также рас сказа и писем ребят. Подумалось, что в данном случае это будет наиболее оправдан ный литературный ход. Что касается самой Киры Павловны, го она не без колебаний согласилась на избранную мною форму — на это дневниковое решение очерка. Но я убедила ее в поучительности таких вот «ис поведей» для любого читателя... * * * 23 апреля (1965 г.). Пятница Сколько времени для размышлений дала мне болезнь! Как будто не было ничего
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2