Сибирские огни № 02 - 1970

Марина Рубина СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ В этот день я входила в ТЮЗ не через главный, парадный, вход, а через служеб­ ную проходную. В театре шел спектакль на революционную тему,, и в закулисной части, на пятачке, откуда расходятся лу­ чами пути во все служебные помещения, включая' святая святых —сцену, стоял, за­ просто беседуя с молодым актером, Вла­ димир Ильич Ленин. Чуть поодаль при­ стально изучал расписание репетиций же­ лезный Феликс Дзержинский, а в уголке, у входа на сцену, кучка вполне «натураль­ ных» ребят окружила черноглазого оборвы­ ша, в котором я не без груда узнала арти­ стку Киру Осипову. Пока я ждала главного режиссера ТЮЗа Владимира Валентиновича Кузьми­ на, с которым у нас была условлена встре­ ча, группка у входа на сцену все продол­ жала оживленно разговаривать. Невольно я прислушивалась к этому странному «фо­ руму» и в конце концов поняла, что речь идет о каком-то ребячьем вечере. Неясно было только, почему именно Осипова долж­ на знать о тортах, лимонадах, шутливых лозунгах, и вообще при чем тут театр. Все это возбудило мое журналистское любопыт­ ство. Когда появился наконец Кузьмин, я спросила о Кире и ребятах. Оказалось, то были участники юношеского театра-спутни­ ка Новосибирского ТЮЗа, которым вот уже пять лет руководит на общественных нача­ лах Осипова. До нее сменилось несколько таких руководителей, а она вот «задержа­ лась» надблгб' Каждый год, в начале сезо­ на, «спутник» набирает новичков и прово­ дит торжественный вечер знакомства их с «ветеранами». Очевидно, именно о таком вечере и щел разговор на «пятачке». Киру Осипову я. знаю давно. Видела ее во многих ролях, главным образом,— маль­ чишек (Осипова —травестийная актриса), радовалась ее интересным работам. Что ка­ сается человеческих качеств Киры, то мне очень симпатичны в ней всегдашняя добро­ желательность и скромное, сдержанное до­ стоинство. После той встречи за кулисамй я побы­ вала на занятиях театра-«спутника» и не пожалела об этом. Больше всего меня по­ разило, как Кира разговаривает с ребятами. И как они разговаривают с ней. И даже не столько слова, сколько то, что угадывалось за словами,— взаимная привязанность взрослого и детей, атмосфера почти семей­ ной близости, полного доверия и понимания. Если актрисе юношеского театра сверх все­ го прочего требуется еще и педагогический талант, то Осипова наверняка им обладает. Позже Кира показала мне дневник «спутника», который коллективно ведут ре­ бята. Ознакомившись с дневником, я поня­ ла, что должна написать об Осиповой. Од­ нако ребячьих записей мне было конечно же мало, вне поля зрения юных друзей актрисы оставалась слишком большая часть ее жизни. В наших беседах с ней Кира просто и спокойно говорила о самом сокровенном. Она много думает о своей профессии, о сво­ их коллегах, о молодом поколении. Когда я потом перечитала записи Кириных расска­ зов и раздумий, то вдруг увидела, что это тоже своего рода дневник. И тогда роди­ лась мысль построить весь очерк о Кире в виде ее собственного рассказа, а также рас­ сказа и писем ребят. Подумалось, что в данном случае это будет наиболее оправдан­ ный литературный ход. Что касается самой Киры Павловны, го она не без колебаний согласилась на избранную мною форму — на это дневниковое решение очерка. Но я убедила ее в поучительности таких вот «ис­ поведей» для любого читателя... * * * 23 апреля (1965 г.). Пятница Сколько времени для размышлений дала мне болезнь! Как будто не было ничего

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2