Сибирские огни № 02 - 1970
заканчивают одно из последних стихотво рений поэта и подводят черту под всем, что было сделано им, поэтом и воином, за его недолгую, но яркую жизнь. Слова эти, написанные за несколько дней до гибели, были не только пророчески ми. Они предельно точно, емко и эмоцио нально выразили всю суть прожитой им жиз ни и свершенного подвига. Оставаясь луч шими стихами поэта, они переросли значе ние стихов, как явления чисто литературно го, и стали выражением физического и нравственного подвига поколения. Эти сло ва были написаны не только Воином., но Поэтом! Г. Суворов начал писать за несколько лет до войны, но сформировался как поэт, накопил определенный нравственный и ли тературный опыт во время войны. Можно сказать еще точнее’ он стал поэтом к сорок третьему году. Именно в это время появля ется несколько подборок его стихов в «Звез де» и «Ленинграде», завязываются и креп нут его связи с Н, Тихоновым, А. Сурко вым, М. Дудиным, вынашивается план пер вой книги. Если сейчас неторопливо перелистать страницы этой книги, вышедшей уже после смерти поэта и получившей название «Сло во солдата», а также другие найденные недавно его стихи,— в 1 лаза непременно бросится одна особенность: удивительная цельность мировосприятия поэта, цельность его собственного внутреннего облика, слит ность поэтических строк— при всей их ли тературной неравноценности и незавершен ности —с обликом человека и воина. Мир поэтических красок удивительно точно до полняет облик и характер воина, более то го — вытекает из него. Общеизвестно выражение: «Вначале бы ло слово». При всей его страстной влюблен ности в поэзию, в слово (вспомните его признание: «Писать стихи я не бросал ни на минуту. Писал в поезде, отправляющем ся на фронт. Писал в госпитале. Писал о бомбежках под ожесточенными бомбежка ми. Везде писал. Обо всем писал. И сейчас пишу. Война —это почва, по которой я сей час хожу, стихи—это мои вздохи»), Г. Су воров все же принадлежал к числу поэтов, исповедующих иную веру: сперва было дело! Непритязательные, казалось бы, строки: «Дорога, дымная дорога — из боя в бой, из боя в бой...» —дороги нам тем, что 9Т0 —Не поэтическая фраза, а точное^ выра жение существа жизни поэта на войне, И когда он пишет: И раздался гром.-Над бездной черной Золотые звезды расцгеь ь, И упали крохотные зерна Искрами, и грудь мою сожгли,— мы знаем, что это так ч было —именно его, поэта, грудь «сожгли» огненные «искры» осколков. («Когда осколок вражес кой мины вонзился ему в груль, и он сам вырвал его и хлынула горлом кровь, то он стиснул зубы,- чтоб не проронить Стона», писал Н. Тихонов), и мы уже не удивляемся тому, с какой точностью описано это трудно поддающееся описанью мгновение! Таких строк, с документальной точно стью и подкупающей поэтической досто верностью воспроизводящих суровый быт войны, состояние души воина, его мир раз думий и переживаний, в стихах Г. Суво рова — не мало. Они появились на свет, как прямое отражение его человеческого бытия. С известной долей допущения можно сказать, что он не писал, а записывал. Именно в этом и признается он сам в од ном из лучших стихов: Г.редь этих нив я собирал слова,— То пестр’ые, как вешняя долина, То строгие, как горная вершина. То тихие, как на заре трава... Но еще более важно для нас другое признание, содержащееся в этих стихах: Средь этих нив я со зд а л ж изнь свою . Признание в том, что его, человека и поэта, сформировала война. Г. Суворов был офицером, и высоко це нил это звание. По свидетельству ленин градского поэта П. Ойфы, в те времена журналиста и однополчанина Г. Суворова, «ему удивительно шла новая, тогда только введенная офицерская форма. Золотые по гоны с одним просветом и двумя серебря ными звездочками лейтенанта. Он глубоко уважал свое офицерское званце. В его гла зах оно требовало от человека самых вы соких нравственных качеств. Он сам был именно таким человеком». Не случайно, как никто другой из поэ тов его, да и не только его поколения, он постоянно держит в поле поэтического зре ния образ офицера, постоянно обращается к этому образу. Многие стихи, утвержда ющие высокий моральный облик советского воина, он посвящает своим друзьям-офи- церам. Он задумывает стихи об офицер ском мужестве, доблести и чести. И нако нец пишет большой цикл (больше сорока стихотворений!) об офицерах дивизии под общим названием «Гвардейская доблесть»^ Каждое из этих стихотворений имеет свой точный адрес, посвящено конкретному ли цу. Многие из них как сьихи живы и до сих пор. Стихотворение «Есть в русском офице ре обаяние», посвященное полковнику Пу тилову, заканчивается словами, которые звучат точно, значительно и сейчас: Он потому нам дорог, что он может. Ведя на смерть, от смерти увести... Не внешний блеск, а высокий нравствен ный облик —вот что искал он в офицере, когда писал его портрет. И не случайно в другом стихотворении, посвяшенном офи церу А. Четверикову, поэт прямо говорит! Нет! Не побед последних шум. Не богатырскую огромность,— В тебе я славлю трезвый ум И человеческую скромность...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2