Сибирские огни № 02 - 1970
стоп машина, колеса не вращаются... Еха ли мы и рассуждали с Кировым, как ме ханик с механиком, и о достоинствах и о неприспособленности к нашим дорогам за граничных автомобилей. Забуксует наш «форд», выйдет мой пассажир прямо в грязь (за ним и другие) и ну толкать ма шину... Ни разу не жаловался Киров на усталость, а тех, кто начинал хныкать, зло высмеивал... Судя по газетам того времени, в Усть- Каменогорск Киров прибыл 16 сентября, но перед этим побывал в колхозах горного Зыояновского района, в Украинской и Мит- рофановской МТС. Обязательно заезжал на юка, иногда даже принимал личное участие в труде, ловко подбрасывая сно пы в пасть барабана ртолодилки, просто, сердечно и напрямую беседовал с колхоз никами. — Вот вы, наверно, думаете, — говорил он на току второй бригады колхоза имени Сталина,—что раз приехали к вам, то на верняка прибавят план хлебозаготовок. Так я вам говорю: лишнего не возьмем! Но то, что причитается государству,—будет взыскано с каждого колхоза. Зато если вы допустите потери зерна, или, тем хуже, оставите хлеба под снегом, то это как раз из вашей части. Государство свое возьмет, а уменьшится оплата на трудодень... Хлебозаготовки должны вести за собой всю жатву — такова единственно правиль ная стратегия по условиям того времени. Не нужно забывать, что социалистическое перевоспитание колхозника (на том отрез ке времени —вчерашнего единоличника) только начиналось. В среднем по Казахста ну было еще двадцать процентов едино личников. Хлеб иногда буквально таял на глазах. Иной вчерашний единоличник тя нулся больше к сбору колосьев (в бывших кочевых районах —«масачники»), чем к работе в колхозе. «За каждой лобогрей кой,— писала тогда «Казахстанская прав да» в одной из корреспонденций с мест,— ходит' орда взрослых и детей, которые со- биоают и колос потерянный и колос не потерянный, прямо выхватывая его из кучи». В Риддер (ныне Лениногорск) приеха ли к вечеру 17 сентября. Очень увлекли Кирова перспективы широкой разработки уникальных месторождений полиметалличе ских руд, проблемы транспорта, электрифи кации Восточного Казахстана Нужно, од нако, заметить, что производство и рабо чий поселок того времени только-только начинали преображаться, многое в них бы ло еще таким, как и во времена Уркарта1. Полиметаллический комбинат из года в год не выполнял планы —ни по добыче руды, ни по выплавке свинца. Вкривь и вкось раз бегались улицы и переулочки закоптелого 1 У р к а р т Л е с л и , английский финансо- вый магнат, в царское время владел крупными медными и свинцовыми рудниками на Урале и Алтае, враг Советского государства. рабочего поселка, лишь местами вымощен ные булыжником. Новых зданий, как гово рится, раз-два и обчелся, а старые имели вид ветхий, обшарпанный. Не было в го родке сколько-нибудь приличного клуба; в рабочей столовой обедали в шапках, не раздеваясь... — Сергей Миронович,—рассказыйает инженер И. И. Лебедев, в те годы работав ший в Риддере,— все посмотрел своими глазами, пощупал своими руками. Побывал он и на обогатительной фабрике, и на ре монтной базе, и в столовой, и на строитель стве жилья. На собрании партийного акти ва сказал потом так: «Почему вы план не выполняете? Грязно у вас, захламлено вез де! Наведите порядок и чистоту, позаботь тесь о быте — настроение рабочего изме нится, производительность труда будет выше, Цела пойдут лучше». — Сразу же после отъезда Кирова,— продолжает Лебедев,—мы провели боль шую работу по расчистке от всякого мусо ра. Целые горы сЕоротили, навели порядок. Потом все вспоминали —какой же пра вильный рецепт дал нам Сергей Миронович! Везде в рабочих центрах республики пе редавал Киров свой огромный опыт рекон струкции производства, накопленный за го ды работы в Баку и Ленинграде. Также и в Караганде, куда он приехал уже 21 сен тября, после посещения аулов только что выделенного тогда Каркаралинского округа. Нет никакого сходства между зеленым, благоустроенным городом с полумиллион ным населением, с современными высоко механизированными шахтами—и Караган дой 1934 года. Правда, в годы первых пя тилеток она уже развивалась, но это был еще убогий городок, во многом почти такой же, каким был при акционерах пресловутой «Спасской компании». Степанов вспомина ет, с какими трудностями они, как он вы ражается, «пропвались» тогда в Караганду, сколько пересчитали выбоин, взлетов на бугры и падений в ямы. Из-за ливней подъезды к городу так развезло, что, по. его словам, «больше часа мы крутились во круг Караганды, пока ухитрились в нее пробиться». Всему этому трудно теперь йоверить—' так все преобразилось. Но это тоже — быль героических первых пятилеток, с такого уровня начинали. Не случайно, познакомив шись с Карагандой, Киров сказал: «Из всех рабочих городов, какие только имеются в Союзе, Караганда по благоустройству — на ихудший». И тут же добавил: «А наши рабочие города должны быть и будут са мыми благоустроенными, и красивыми в мире! Уж в этом-то деле мы обязательно утрем нос любым капиталистам». Чтобы ознакомиться с условиями труда рабочих, спускался он в шахты. Особенно внимательно знакомился с рабочими столо выми, пробовал . пищу Заведующему сто ловой'шахты 3—26 говорил: «Вы—на от ветственном участке. Выработка угля во многом зависит от того, как вы питает*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2