Сибирские огни № 02 - 1970

жен государству вот так! — провел ребром ладони по горлу.—Все тебе ясно? И крепко пожал мне руку. Вместе с секретарем райкома партии Орловым, председателем райисполкома 11ар- мановым, с. работниками политотделов МТС мы ночей тогда не спали, стремясь быстрее выполнить веление партии, с такой убеди­ тельностью переданное нам Кировым. Из колхозов района, как и из колхозов всей республики, потянулись «красные обозы хлеба имени товарища Кирова». Особенно много зерна заготовили сельхозартели Но- во-Шульбинской МТС, где вся вывозка проводилась только на лошадях и волах, и колхозы Авроринской МТС, которой Ки­ ров помог транспортом. И как потом гор­ дились колхозники, что Шемонаихинский район, впервые за свою историю, заготовил для государства больше двух миллионов пудов зерна! В го же время и на трудо­ день пришлось не менее пяти (а в некото­ рых даже и по пятнадцати) килограммов зерна. В Алма-Ате проживает подтянутый, строгий, моложавый еще на вид человек — Василий Ефимович Степанов, бывший шо­ фер Л. Мирзояна. Свердловчанин по рож­ дению, он в годы Отечественной войны был артиллеристом, неоднократно награжден орденами и медалями, теперь —пенсионер, глава большой семьи. Во время незабыва­ емой поездки по Казахстану он возил Сер­ гея Мироновича, и это ему, прощаясь в Петропавловске, подарил Киров свою крас­ ноармейскую шинель, в которой совершал путешествие. Василий Ефимович рассказывал мне, что наездили они тогда с Кировым около пяти с половиной тысяч километров. — И это только на нашем «форде», не считая поездки по Актюбинской области, где меня не было. Когда приезжали в го­ род, то мне давалась передышка, а маши­ на ставилась .на проверку. Но разъезды Кирова, конечно, продолжались, только уже на местных, обкомовских или райко- мовских машинах... — Бывало, часов в пять утра готовишь машину, а Киров уже на ногах. «Ну, как, машинист,—спрашивает меня,—к бою го­ товы?» В длинных переездах, когда от жа­ ры и утомления хочется носом поклевать, Сергей Миронович советовал: «А вы лук с собой берите- сначала у глаз его подер­ жите— хорошо очищает, я пробовал,— а потом и съешьте». Чтобы развеселить, раз­ влечь, обязательно расскажет что-нибудь интересное из своей подпольной работы, случаи из гражданской войны, из работы в Баку. Жаль вот, память на фронте у ме­ ня поотшибло — контузия. Часто вспоми­ нал Сергей Миронович своего бакинского шофера Тиграна. Это бывший беспризор­ ник. Оказался очень способным парнем. Любил Киров его... Бывший водитель исторического «фор­ да», хоть он и жаловался на плохую па­ мять из-за контузии, познакомил меня с характерными дорожными эпизодами. Вот один из них. За Ульбой, на пути из Выдрихи в на­ правлении на Усть-Каменогорск, автомаши­ ны, сопровождавшие Кирова, поднялись на горбатый увал. Кирову случилось в это время оглянуться. На бугре все видно, как на ладони. Он застыл от удивления. — Машин, которые следовали за на­ шей,— вспоминал Василий Ефимович,— ока­ залось так много, что они растянулись чуть ли не на полкилометра. Киров тогда сказал, обращаясь к Мирзояну: «Послушай, Левон, да это прямо какая-то 'свадьба! За­ чем все ездят за нами? Людям же нужно быть на местах. Пуеть поработают там до седьмого пота»... Каждому, конечно, было интересно по- ,ездить с Кировым, и «хвост» все разрастал­ ся и разрастался. На очередной остановке он был урезан до минимума. Вежливо, но решительно. Описанием второго эпизода я несколько нарушаю хронологию поездки. Это было при возвращении из Риддера обратно через Усть-Каменогорск. Яростные дожди про­ должались. В воздухе сырость. Свистящие ветры. Не ехали, а плыли по сплошным морям липкой грязи. Дороги же ухаби­ стые —машины то и дело швыряло из стороны в сторону. Так как же ехать дальше? Вниз по Ир­ тышу или перебираться на степной ле­ вый берег, где дороги, может быть, ока­ жутся более проезжими? * Первое время сопровождал Кирова в поезлке начальник казахстанского НКВД В. Каруцкий — человек в прошлом заслу­ женный, награжденный за борьбу с басма­ чами орденом Красного Знамени, но к то­ му времени уже отяжелевший и явно зло­ употреблявший администрированием. Пока раздумывали о способах дальней­ шего передвижения, Каруцкий, оказывает­ ся, уже все решил. Да и как просто: остано­ вил в Усть-Каменогорске пассажирский па­ роход, следовавший вниз к Семипалатин­ ску, снял пассажиров и... «пожалуйста. Сер­ гей Мироныч, пароход для вас готов!» (Кстати говоря, Каруцкому это казалось более удобным и для охраны. Киров же очень тяготился своей охраной —считал, что она мешает его непосредственному общению с людьми). Вот тогда, по словам Степанова (впро­ чем, это нам рассказывал потом и Мир- зоян), всегда уравновешенный Киров вски­ пел: — Да как же это так?! По каким же это советским законам — вдруг снять пас­ сажиров с билетами с парохода!.. Нет, все- таки поедем по дороге. Переправились на пароме. Степная до­ рога оказалась тоже нелегкой. — А у «форда» того времени,— вспо­ минает Степанов,—покрышки были слиш­ ком широкими. Очень на них наматыва­ лась клейкая черноземная грязь. Забьет она все пространство под крыльями —и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2