Сибирские огни № 02 - 1970
жен государству вот так! — провел ребром ладони по горлу.—Все тебе ясно? И крепко пожал мне руку. Вместе с секретарем райкома партии Орловым, председателем райисполкома 11ар- мановым, с. работниками политотделов МТС мы ночей тогда не спали, стремясь быстрее выполнить веление партии, с такой убеди тельностью переданное нам Кировым. Из колхозов района, как и из колхозов всей республики, потянулись «красные обозы хлеба имени товарища Кирова». Особенно много зерна заготовили сельхозартели Но- во-Шульбинской МТС, где вся вывозка проводилась только на лошадях и волах, и колхозы Авроринской МТС, которой Ки ров помог транспортом. И как потом гор дились колхозники, что Шемонаихинский район, впервые за свою историю, заготовил для государства больше двух миллионов пудов зерна! В го же время и на трудо день пришлось не менее пяти (а в некото рых даже и по пятнадцати) килограммов зерна. В Алма-Ате проживает подтянутый, строгий, моложавый еще на вид человек — Василий Ефимович Степанов, бывший шо фер Л. Мирзояна. Свердловчанин по рож дению, он в годы Отечественной войны был артиллеристом, неоднократно награжден орденами и медалями, теперь —пенсионер, глава большой семьи. Во время незабыва емой поездки по Казахстану он возил Сер гея Мироновича, и это ему, прощаясь в Петропавловске, подарил Киров свою крас ноармейскую шинель, в которой совершал путешествие. Василий Ефимович рассказывал мне, что наездили они тогда с Кировым около пяти с половиной тысяч километров. — И это только на нашем «форде», не считая поездки по Актюбинской области, где меня не было. Когда приезжали в го род, то мне давалась передышка, а маши на ставилась .на проверку. Но разъезды Кирова, конечно, продолжались, только уже на местных, обкомовских или райко- мовских машинах... — Бывало, часов в пять утра готовишь машину, а Киров уже на ногах. «Ну, как, машинист,—спрашивает меня,—к бою го товы?» В длинных переездах, когда от жа ры и утомления хочется носом поклевать, Сергей Миронович советовал: «А вы лук с собой берите- сначала у глаз его подер жите— хорошо очищает, я пробовал,— а потом и съешьте». Чтобы развеселить, раз влечь, обязательно расскажет что-нибудь интересное из своей подпольной работы, случаи из гражданской войны, из работы в Баку. Жаль вот, память на фронте у ме ня поотшибло — контузия. Часто вспоми нал Сергей Миронович своего бакинского шофера Тиграна. Это бывший беспризор ник. Оказался очень способным парнем. Любил Киров его... Бывший водитель исторического «фор да», хоть он и жаловался на плохую па мять из-за контузии, познакомил меня с характерными дорожными эпизодами. Вот один из них. За Ульбой, на пути из Выдрихи в на правлении на Усть-Каменогорск, автомаши ны, сопровождавшие Кирова, поднялись на горбатый увал. Кирову случилось в это время оглянуться. На бугре все видно, как на ладони. Он застыл от удивления. — Машин, которые следовали за на шей,— вспоминал Василий Ефимович,— ока залось так много, что они растянулись чуть ли не на полкилометра. Киров тогда сказал, обращаясь к Мирзояну: «Послушай, Левон, да это прямо какая-то 'свадьба! За чем все ездят за нами? Людям же нужно быть на местах. Пуеть поработают там до седьмого пота»... Каждому, конечно, было интересно по- ,ездить с Кировым, и «хвост» все разрастал ся и разрастался. На очередной остановке он был урезан до минимума. Вежливо, но решительно. Описанием второго эпизода я несколько нарушаю хронологию поездки. Это было при возвращении из Риддера обратно через Усть-Каменогорск. Яростные дожди про должались. В воздухе сырость. Свистящие ветры. Не ехали, а плыли по сплошным морям липкой грязи. Дороги же ухаби стые —машины то и дело швыряло из стороны в сторону. Так как же ехать дальше? Вниз по Ир тышу или перебираться на степной ле вый берег, где дороги, может быть, ока жутся более проезжими? * Первое время сопровождал Кирова в поезлке начальник казахстанского НКВД В. Каруцкий — человек в прошлом заслу женный, награжденный за борьбу с басма чами орденом Красного Знамени, но к то му времени уже отяжелевший и явно зло употреблявший администрированием. Пока раздумывали о способах дальней шего передвижения, Каруцкий, оказывает ся, уже все решил. Да и как просто: остано вил в Усть-Каменогорске пассажирский па роход, следовавший вниз к Семипалатин ску, снял пассажиров и... «пожалуйста. Сер гей Мироныч, пароход для вас готов!» (Кстати говоря, Каруцкому это казалось более удобным и для охраны. Киров же очень тяготился своей охраной —считал, что она мешает его непосредственному общению с людьми). Вот тогда, по словам Степанова (впро чем, это нам рассказывал потом и Мир- зоян), всегда уравновешенный Киров вски пел: — Да как же это так?! По каким же это советским законам — вдруг снять пас сажиров с билетами с парохода!.. Нет, все- таки поедем по дороге. Переправились на пароме. Степная до рога оказалась тоже нелегкой. — А у «форда» того времени,— вспо минает Степанов,—покрышки были слиш ком широкими. Очень на них наматыва лась клейкая черноземная грязь. Забьет она все пространство под крыльями —и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2