Сибирские огни № 02 - 1970

В 1934 году, в результате исправления перегибов и помощи государства, преобра­ женные село и аул буквально воспрянули духом. В степях Западного Казахстана и Актюбинска, в плодородных Семиреченских долинах, в богатых алтайских предгорьях Восточного Казахстана, на черноземных и каштановых землях севера республики, тог­ да еще малораспаханных,— всюду, куда бы ни поехал тогда Сергей Миронович, наблюдалось настояще буйство хлебов. Ки­ ров же, как известно, отличался неутоми­ мостью: чтобы выиграть время, ездил и в проливные дожди, и даже ночью. Он вез­ де побывал, все считал необходимым пос­ мотреть (притом перспективно, с заглядом в будущее) своими собственными пытливыми глазами. С особым нетерпением ожидал приезда Сергея Мироновича Левон Исаевич Мирзо- яи. Перед приездом Кирова он был в Москве. Но, узнав, что Политбюро направ­ ляет Кирова в Казахстан для помощи в уборке урожая и хлебозаготовках, секретарь крайкома поспешил в Алма-Ату, чтобы, по­ мимо всего прочего, подготовить торжест­ венную встречу. И надо было видеть рас­ терянное лицо Мирзояна, когда он показал нам, членам и кандидатам в члены бюро крайкома партии, телеграмму, отправлен­ ную Кировым с дороги: «Случайно стало известно, что на вок­ зале в Алма-Ате готовится встреча. Если это так, категорически протестую. Настаи­ ваю: никаких встреч, рапортов и прочее». Не любил Сергей Миронович всяческих знаков личного внимания и предпочтения, парадной шумихи, мишуры! По дороге в Алма-Ату Киров сделал остановку в Актюбинске, где секретарем обкома партии был тогда Абильхаир'Досов, а председателем облисполкома —С. Ф. Сте­ панов. Дела в этой степной засушливой об­ ласти шли относительно лучше других' ак- тюбинцы потом одними из первых выпол­ нили план хлебозаготовок. Но к чмоменту приезда Кирова и здесь было на что подо­ садовать. По словам старожилов, «хлебуш­ ка привалило, как ни в какой год. Тут, если хочешь жить, только не зевай». Киров быстро оценил чрезвычайность обстановки — вот это самое «не зевай» и, как это для него характерно, стремительно включился в кипучую организаторскую работу. Запом­ нился мне характерный рассказ хорошего моего знакомого еще по Костроме Н. И. Гу­ сева, работавшего во время приезда Кирова начальником политотдела Новороссийской МТС этой области. — Представь себе, Николай,— по-кост- ромски упирая на «о», откровенничал со мной старый товарищ,—просыпаюсь я ут­ ром, открываю глаза, а передо мной... сам Киров. Время —около семи утра. Зашел он, оказывается, в контору, а там замок, ну, Киров ко мне на квартиру. Каков мой кон­ фуз: секретарь ЦК партии уже на ногах, а я еще в постели... Пришлось, сам пони­ маешь, краснеть! Потом они поехали с Кировым по кол­ хозам. Основной парк тракторов в этой, как и во многих МТС Казахстана, состоял еще из пресловутых «кейсов». Свои сталин­ градские «интера» только что начинали при­ бывать. Заграничные же машины быстро изнашивались, а запасных частей к заоке­ анской технике не было. — Увидел Сергей Миронович,— вспоми- ,нал Гусев.— как мы маемся с «кейсами* (половина их, кстати, стояла), покачал го­ ловой и сказал: «Нет, ориентироваться нуж­ но на советскую технику, Казахстан с его просторами выведут на широкую дорогу только свои мощные тракторы и свои хо­ рошие комбайны, которые надо создавать и создавать». Здесь позволю себе сделать, маленькое отступление. Людям нового, да иногда и среднего поколений трудно представить себе великую эпоху коллективизации во всей ее житейской конкреГности. Иные склонны ви­ деть в ней одни только перегибы. Перегибы, к сожалению, действительно были, но бы­ ли и великие трудности, которые героически преодолевались людьми старшего поколения. Так вот, в частности, о тракторах ЧТЗ первых выпусков. В муках рождалась но­ вая техника! В 1930—1932 годах я был ре­ дактором «Челябинского рабочего», и хо­ рошо помню, как все было. Чтобы освоить выпуск ЧТЗ, в Челябинске, еще во время строительства тракторного гиганта, был соз­ дан специальный опытный заводик. Радо­ вались мы, когда из его стен на первомай­ скую демонстрацию 1932 года оказалось возможным вывести впервые опытные трак­ торы. Вывели, но... только один дошел сво­ им ходом до центра города — до площади им. Цвиллинга... Комбайны же только начали поступать. Встречали их подчас с недоверием, даже боязнью. «Ну разве можно, чтобы одна и та же машина и косила и молотила хлеб?» — ворчали старики. Новому делу обучались на ходу мастеров механизированной убор­ ки, естественно, еще не было. Раздельная жатва пришла значительно позднее, уже в пятидесятые гоДы, а для уборки напрямую прицепные комбайны первых советских вы­ пусков действительно были малоподходя­ щими или простаивали на полосе, или, как жаловались на них, «только хлеб портили». На моих глазах не раз подходили к Ки­ рову председатели колхозов (даже и такие передовые, каким я знал Гальченко в Новой Шульбе) и просили его: «Пусть государст­ во 'побольше заботится о выпуске не ком­ байнов, а лобогреек, особенно сноповязалок: надежней пока будет». Кстати, во многих районах не знали даже и лобогреек: вся жатва проводилась еще серпом и косой. В районах хлопководческих хозяйств в хо­ ду был допотопный кетмень. Такие вот бы­ ли времена. Сергей Миронович, разумеется, отдавал себе ясный отчет в том, что простейшие уборочные машины еще будут применяться на жатве, но глядел вперед. Вопрос освое-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2