Сибирские огни № 02 - 1970
В 1934 году, в результате исправления перегибов и помощи государства, преобра женные село и аул буквально воспрянули духом. В степях Западного Казахстана и Актюбинска, в плодородных Семиреченских долинах, в богатых алтайских предгорьях Восточного Казахстана, на черноземных и каштановых землях севера республики, тог да еще малораспаханных,— всюду, куда бы ни поехал тогда Сергей Миронович, наблюдалось настояще буйство хлебов. Ки ров же, как известно, отличался неутоми мостью: чтобы выиграть время, ездил и в проливные дожди, и даже ночью. Он вез де побывал, все считал необходимым пос мотреть (притом перспективно, с заглядом в будущее) своими собственными пытливыми глазами. С особым нетерпением ожидал приезда Сергея Мироновича Левон Исаевич Мирзо- яи. Перед приездом Кирова он был в Москве. Но, узнав, что Политбюро направ ляет Кирова в Казахстан для помощи в уборке урожая и хлебозаготовках, секретарь крайкома поспешил в Алма-Ату, чтобы, по мимо всего прочего, подготовить торжест венную встречу. И надо было видеть рас терянное лицо Мирзояна, когда он показал нам, членам и кандидатам в члены бюро крайкома партии, телеграмму, отправлен ную Кировым с дороги: «Случайно стало известно, что на вок зале в Алма-Ате готовится встреча. Если это так, категорически протестую. Настаи ваю: никаких встреч, рапортов и прочее». Не любил Сергей Миронович всяческих знаков личного внимания и предпочтения, парадной шумихи, мишуры! По дороге в Алма-Ату Киров сделал остановку в Актюбинске, где секретарем обкома партии был тогда Абильхаир'Досов, а председателем облисполкома —С. Ф. Сте панов. Дела в этой степной засушливой об ласти шли относительно лучше других' ак- тюбинцы потом одними из первых выпол нили план хлебозаготовок. Но к чмоменту приезда Кирова и здесь было на что подо садовать. По словам старожилов, «хлебуш ка привалило, как ни в какой год. Тут, если хочешь жить, только не зевай». Киров быстро оценил чрезвычайность обстановки — вот это самое «не зевай» и, как это для него характерно, стремительно включился в кипучую организаторскую работу. Запом нился мне характерный рассказ хорошего моего знакомого еще по Костроме Н. И. Гу сева, работавшего во время приезда Кирова начальником политотдела Новороссийской МТС этой области. — Представь себе, Николай,— по-кост- ромски упирая на «о», откровенничал со мной старый товарищ,—просыпаюсь я ут ром, открываю глаза, а передо мной... сам Киров. Время —около семи утра. Зашел он, оказывается, в контору, а там замок, ну, Киров ко мне на квартиру. Каков мой кон фуз: секретарь ЦК партии уже на ногах, а я еще в постели... Пришлось, сам пони маешь, краснеть! Потом они поехали с Кировым по кол хозам. Основной парк тракторов в этой, как и во многих МТС Казахстана, состоял еще из пресловутых «кейсов». Свои сталин градские «интера» только что начинали при бывать. Заграничные же машины быстро изнашивались, а запасных частей к заоке анской технике не было. — Увидел Сергей Миронович,— вспоми- ,нал Гусев.— как мы маемся с «кейсами* (половина их, кстати, стояла), покачал го ловой и сказал: «Нет, ориентироваться нуж но на советскую технику, Казахстан с его просторами выведут на широкую дорогу только свои мощные тракторы и свои хо рошие комбайны, которые надо создавать и создавать». Здесь позволю себе сделать, маленькое отступление. Людям нового, да иногда и среднего поколений трудно представить себе великую эпоху коллективизации во всей ее житейской конкреГности. Иные склонны ви деть в ней одни только перегибы. Перегибы, к сожалению, действительно были, но бы ли и великие трудности, которые героически преодолевались людьми старшего поколения. Так вот, в частности, о тракторах ЧТЗ первых выпусков. В муках рождалась но вая техника! В 1930—1932 годах я был ре дактором «Челябинского рабочего», и хо рошо помню, как все было. Чтобы освоить выпуск ЧТЗ, в Челябинске, еще во время строительства тракторного гиганта, был соз дан специальный опытный заводик. Радо вались мы, когда из его стен на первомай скую демонстрацию 1932 года оказалось возможным вывести впервые опытные трак торы. Вывели, но... только один дошел сво им ходом до центра города — до площади им. Цвиллинга... Комбайны же только начали поступать. Встречали их подчас с недоверием, даже боязнью. «Ну разве можно, чтобы одна и та же машина и косила и молотила хлеб?» — ворчали старики. Новому делу обучались на ходу мастеров механизированной убор ки, естественно, еще не было. Раздельная жатва пришла значительно позднее, уже в пятидесятые гоДы, а для уборки напрямую прицепные комбайны первых советских вы пусков действительно были малоподходя щими или простаивали на полосе, или, как жаловались на них, «только хлеб портили». На моих глазах не раз подходили к Ки рову председатели колхозов (даже и такие передовые, каким я знал Гальченко в Новой Шульбе) и просили его: «Пусть государст во 'побольше заботится о выпуске не ком байнов, а лобогреек, особенно сноповязалок: надежней пока будет». Кстати, во многих районах не знали даже и лобогреек: вся жатва проводилась еще серпом и косой. В районах хлопководческих хозяйств в хо ду был допотопный кетмень. Такие вот бы ли времена. Сергей Миронович, разумеется, отдавал себе ясный отчет в том, что простейшие уборочные машины еще будут применяться на жатве, но глядел вперед. Вопрос освое-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2