Сибирские огни № 01 - 1970
а, Миколка! А ну-ка расскажи ему про его наждак. Расскажи, расскажи, чтобы он не прикрывалса разными рассужденьями. — Может, не надо, тетя Оля? — улыбаюсь я. — Нет, ты расскажи, расскажи,— настаивает тетя Оля и хитро по блескивает своими маленькими синими глазками.— Расскажи давай. Мишанка смотрит на меня настороженно и недоуменно. И этот его диковатый взгляд сразу отбрасывает меня на несколько лет назад, сов сем в другую обстановку. — ...Итак, значит, на прошлом уроке мы изучали сперматозойды и яйцеклетки...— Это говорит наша школьная биологичка Анна Констан тиновна Белова, пожилая, степенная и добрая женщина:— Давайте по вторим. Типсин! Идите к доске и расскажите, как происходит оплодотво рение клетки у млекопитающих. Мишанка делает вот такие же настороженные глаза, белеет в недо умении и не двигается с места. — Тип-син! — повторяет по складам Анна Константиновна. — Чо? •— Я вас прошу выйти к доске. — А почо мне туда? — Как это «почо»? Расскажите, как происходит процесс оплодот ворения у млекопитающих. В классе целомудренная тишина. Слышно даже, как на руке Анны Константиновны тикают часики. И вдруг эту тишину молнией-брштвоч- кой распарывает тоненькое-тоненькое: — Кхи-и-и... Это Мишанка, уронив голову на парту и спрятав лицо, весь подра гивает от смеха. «Надо же!» Ему кажется, что старая учительница при всем классе, при девчонках разыгрывает над ним хитренькую шуточку. Да и как не покажется, если весь прошлый урок просидел и просмотрел в окно, считая, сколько штакетин в изгороди, а книжки не раскрывал уже добрых полгода. Еще в начальных классах было: как перевяжет их с осени ремешком, так и таскает через плечо до весны, не развязывая. — Типсин,— жалобно говорит добрая Анна Константиновна.— Вый дите, деточка, из класса. И явитесь, пожалуйста, в школу с мамашей. Давайте, давайте, не задерживая... Мишанка добросовестно исполняет просьбу, приводит в школу тетю Олю, и ту приглашают на урок. Урок литературы. — Типсин! — без обиняков, сразу вызывает Мишанку «русачка» Лидия Ивановна Прончатова, тоненькая, нервная девица.— Раскройте, Типсин, идейный замысел рассказа Тургенева «Хорь и Калиныч». — Колька! — ширяет меня Мишанка большим пальцем под бок.— Подсказывай! — и бодренько хлопает крышкой парты. — Иван Сергеевич Тургенев,— одними губами шепчу я,— в своем рассказе «Хорь и Калиныч»... — Иван Сергеевич Тургенев,— с пафосом начинает Мишанка,— в своем рассказе «Хорь и Калиныч»... — Так, дальше,— бросает Лидия Ивановна и пронзительно смотрит мне в глаза. Мне ничего не остается, как плотно сжать губы. — Эта-а-а,— продолжает после некоторой паузы Мишанка.— Зна- чи-ит... В своем рассказе «Хорь и Калиныч» Иван Сергеич... Эта-а-а... Товарищ Тургенев... Значи-ит... — Что — «значит»? — Вывел знаменитые образа,— выпаливает Мишанка. — Что?! 3 Сибирские огни № I 33
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2