Сибирские огни № 01 - 1970

У книги «Личность при социализме»1, подготовленной группой авторов Академии наук СССР, по сравнению с предшествую­ щими работами имеется бесспорное преиму­ щество: в ней отмечается многосторонний подход к проблеме, используются данные конкретных социологических исследований, обобщаются достижения различных наук, занимающиеся человековедением, более об­ стоятельно и углубленно рассматриваются положения К. Маркса, в которых он изла­ гал перспективу развития нового общества в целом, особенности совершенствования и формирования каждой личности. В книге дана аргументированная критика современ­ ных буржуазных теорий о сущности лично­ сти. Непосредственное значение представля­ ют статьи книги, в которых подробно выяс­ няются психологические особенности лично­ сти, методы ее изучения, приводятся неко­ торые рекомендации по улучшению нрав­ ственного и профессионального воспитания личности, развития у нее высоких ценност­ ных ориентиров как в сфере материального производства, так и в сфере духовной жизни. Так, например, в содержании личности, охватывающем все ее многообразные черты, выделяются четыре подструктуры, имеющие прямую связь с путями и приемами форми­ рования нового человека Первая подструк­ тура—исключительно социально обусловлен­ ные свойства личности Она опирается пре­ имущественно на идейно политическое, нрав­ ственное, эстетическое воспитание. Вторая подструктура—это индивидуально приобре­ тенный опыт (знания, навыки, умения, при­ вычки, уровень личной культуры). В этом аспекте личность формируется прежде всего через обучение. Кроме того, в содержание личности включаются, в-третьих, индивиду­ альные особенности отдельных психических процессов (форм отражения) и. в-четвер­ тых,— биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, органи­ ческие, патологические изменения, свойства). Регулирование биологически обусловленных свойств личности осуществляется через тре­ нировку. Что же касается индивидуальных психи­ ческих процессов, индивидуальных форм от­ ражения личностью тех социальных условий, в которых она находится, то этот неповто­ римый «механизм» создается всеми тремя путями, изложенными выше. Причем, в этом сложнейшем «механизме» большую роль играет диалектический учет отдельных черт личности. Игнорирование любой из этих подструктур и в теории и на практике при­ водит ^односторонности взгляда на лич­ ность. Отмечая неповторимость и индивидуаль­ ную сложность каждой личности, авторы книги указывают на необходимость изуче­ ния ее в единстве психофизиологических и 1 Личность при социализме. М., изд., «Мысль», 1968., социальных сторон. В этом отношении на­ зрела потребность в разработке профессио­ нальной типологии, т. е. в составлении таких методик, которые помогли бы педагогам предотвратить неверный выбор профессии молодыми людьми, основываясь на их лич­ ностных способностях и предпосылках для Того или иного рода деятельности. Если не­ большую хотя бы часть средств, которые отпускаются на подготовку н переподготов­ ку кадров, затратить на разработку пробле­ мы типологии личности в тесной связи с про­ фессиональным отбором, то можно было бы добиться значительного повышения эффек­ тивности труда, а также во многом способ­ ствовать развитию творческого начала в труде и моральной удовлетворенности своей профессией. Но решение этой проблемы (а также проблемы искоренения антиобщест­ венных явлений среди молодежи), как от­ мечается в книге, во многом зависит и от того, каков характер производительных сил, размещенных в том или ином районе. Ведь известно, что одной из серьезных причин, сказывающихся на антиобщественном пове­ дении некоторых юношей и девушек, явля­ ется их трудовая неустроенность, особенно в средних и небольших городах, где были допущены просчеты в размещении производ­ ства Интересен результат социологического опроса, проведенного в Нижнем Тагиле. Рабочие считают вполне реальным получе­ ние их детьми желаемых профессий. При этом лучшими профессиями родители счита­ ют: рабочего— 18,7% опрошенных, врача — 16,8%, педагога — 13,5%, инженера — 9,5%, работника сферы обслуживания —3,5%, других профессий — 10,4%; не' ответили на вопрос — 27,6% опрошенных.’ На основе этих данных, а также учета интересов учащихся, заканчивающих школу и выражающих желание работать в тяже­ лой и средней промышленности (из 532 опро­ шенных 219 хотят быть квалифицированны­ ми рабочими и инженерами), в книге сделан вывод, что мы достигли определенных успе­ хов в улучшении условий труда. И это является одной из. причин, определяющих престиж профессий, которые имеют непо­ средственную связь с производством мате­ риальных благ. При анализе единства личных и общест­ венных интересов трудящихся подчеркива­ ется необходимость борьбы за коммунисти­ ческую убежденность личности, за высокий уровень ее образованности. Личная культу­ ра — вот один из существенных показате­ лей морального сознания человека. Между тем, нередко в производственных коллекти­ вах организация культурного отдыха, воп­ росы идеологического воспитания решаются еще далеко не лучшим образом. Зависимость нарушений дисциплины и аморальных проступков от недостатка об­ разования, от узости духовных запросов красноречиво подтверждается данными оп­ роса, проведенного горьковскими социоло­ гами. Было обследовано 1815 человек, до

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2