Сибирские огни № 01 - 1970
У книги «Личность при социализме»1, подготовленной группой авторов Академии наук СССР, по сравнению с предшествую щими работами имеется бесспорное преиму щество: в ней отмечается многосторонний подход к проблеме, используются данные конкретных социологических исследований, обобщаются достижения различных наук, занимающиеся человековедением, более об стоятельно и углубленно рассматриваются положения К. Маркса, в которых он изла гал перспективу развития нового общества в целом, особенности совершенствования и формирования каждой личности. В книге дана аргументированная критика современ ных буржуазных теорий о сущности лично сти. Непосредственное значение представля ют статьи книги, в которых подробно выяс няются психологические особенности лично сти, методы ее изучения, приводятся неко торые рекомендации по улучшению нрав ственного и профессионального воспитания личности, развития у нее высоких ценност ных ориентиров как в сфере материального производства, так и в сфере духовной жизни. Так, например, в содержании личности, охватывающем все ее многообразные черты, выделяются четыре подструктуры, имеющие прямую связь с путями и приемами форми рования нового человека Первая подструк тура—исключительно социально обусловлен ные свойства личности Она опирается пре имущественно на идейно политическое, нрав ственное, эстетическое воспитание. Вторая подструктура—это индивидуально приобре тенный опыт (знания, навыки, умения, при вычки, уровень личной культуры). В этом аспекте личность формируется прежде всего через обучение. Кроме того, в содержание личности включаются, в-третьих, индивиду альные особенности отдельных психических процессов (форм отражения) и. в-четвер тых,— биологически обусловленные свойства личности (темперамент, инстинкты, органи ческие, патологические изменения, свойства). Регулирование биологически обусловленных свойств личности осуществляется через тре нировку. Что же касается индивидуальных психи ческих процессов, индивидуальных форм от ражения личностью тех социальных условий, в которых она находится, то этот неповто римый «механизм» создается всеми тремя путями, изложенными выше. Причем, в этом сложнейшем «механизме» большую роль играет диалектический учет отдельных черт личности. Игнорирование любой из этих подструктур и в теории и на практике при водит ^односторонности взгляда на лич ность. Отмечая неповторимость и индивидуаль ную сложность каждой личности, авторы книги указывают на необходимость изуче ния ее в единстве психофизиологических и 1 Личность при социализме. М., изд., «Мысль», 1968., социальных сторон. В этом отношении на зрела потребность в разработке профессио нальной типологии, т. е. в составлении таких методик, которые помогли бы педагогам предотвратить неверный выбор профессии молодыми людьми, основываясь на их лич ностных способностях и предпосылках для Того или иного рода деятельности. Если не большую хотя бы часть средств, которые отпускаются на подготовку н переподготов ку кадров, затратить на разработку пробле мы типологии личности в тесной связи с про фессиональным отбором, то можно было бы добиться значительного повышения эффек тивности труда, а также во многом способ ствовать развитию творческого начала в труде и моральной удовлетворенности своей профессией. Но решение этой проблемы (а также проблемы искоренения антиобщест венных явлений среди молодежи), как от мечается в книге, во многом зависит и от того, каков характер производительных сил, размещенных в том или ином районе. Ведь известно, что одной из серьезных причин, сказывающихся на антиобщественном пове дении некоторых юношей и девушек, явля ется их трудовая неустроенность, особенно в средних и небольших городах, где были допущены просчеты в размещении производ ства Интересен результат социологического опроса, проведенного в Нижнем Тагиле. Рабочие считают вполне реальным получе ние их детьми желаемых профессий. При этом лучшими профессиями родители счита ют: рабочего— 18,7% опрошенных, врача — 16,8%, педагога — 13,5%, инженера — 9,5%, работника сферы обслуживания —3,5%, других профессий — 10,4%; не' ответили на вопрос — 27,6% опрошенных.’ На основе этих данных, а также учета интересов учащихся, заканчивающих школу и выражающих желание работать в тяже лой и средней промышленности (из 532 опро шенных 219 хотят быть квалифицированны ми рабочими и инженерами), в книге сделан вывод, что мы достигли определенных успе хов в улучшении условий труда. И это является одной из. причин, определяющих престиж профессий, которые имеют непо средственную связь с производством мате риальных благ. При анализе единства личных и общест венных интересов трудящихся подчеркива ется необходимость борьбы за коммунисти ческую убежденность личности, за высокий уровень ее образованности. Личная культу ра — вот один из существенных показате лей морального сознания человека. Между тем, нередко в производственных коллекти вах организация культурного отдыха, воп росы идеологического воспитания решаются еще далеко не лучшим образом. Зависимость нарушений дисциплины и аморальных проступков от недостатка об разования, от узости духовных запросов красноречиво подтверждается данными оп роса, проведенного горьковскими социоло гами. Было обследовано 1815 человек, до
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2