Сибирские огни № 01 - 1970

дий Гор, его друг по Институту народов Севера, всегда чувствовал рядом с собой талантливого художника. Он всюду искал его картины, пережившие блокадные зимы Ленинграда. «Вот уже тридцать лет,— пи­ шет Г. Гор,— как, просыпаясь, я вижу при утреннем свете, на стенах своей комнаты эти поразительные изображения: деревья, тропы, вершины легких, покрытых снегом гор. Может, прекрасный мир мне только снится? .Нет, и вы тоже можете увидеть его, рассматривая картины Панкова. Они позна­ комят вас с миром чувств бывшего охотни­ ка и рыболова, ставшего советским худож­ ником». Г. Гор не противопоставляет искусство народов Севера творениям каких-либо школ, правильно раскрывает специфику искусства народов, не имевших до Октября своей письменности. Писатель утверждает, что каждый народ, «каким бы он ни был отста­ лым, имеет свою культуру, глубоко своеоб­ разное видение и понимание мира, запечат­ ленное в предметах быта, в ритмах танца, в песне и слове, в форме жилища или по­ крое одежды». Прежде чем приступить к профессиональному разбору произведений художника, их идей, замыслов, сюжетов, Г. Гор как бы предупреждает о самом глав­ ном, что именно присуще Панкову. «Быв­ ший охотник,— читаем мы,— родившийся в мире, не знавшем ни книг, ни картин, Пан­ ков не мог одеть свои помыслы и чувства в готовую и не соответствующую им форму, не погрешив при этом против внутренней правды и художественного чутья. В искус­ стве так же, как и в жизни, он должен был остаться самим собой. И он остался самим собой, в чем вы можете убедиться, познако­ мившись с оставленным им художественным наследием». И дальше писатель подробно рассказы-( вает о произведениях художника «Синее озеро», «Горы играют», «Волны» и др. Ав­ тор книги тесно связывает картины Панкова с устно-поэтическим творчеством ненцев, с их музыкальной культурой. Он считает, что до сих пор творчество Панкова рассматри­ валось в основном в этнографическом ас­ пекте, но ненецкий художник «ценен не только как представитель Севера в совет­ ском и мировом искусстве, но ценен и как оригинальный художник, сказавший свое слово в искусстве». Анализируя его творче­ ство, Г. Гор часто обращается к творени­ ям других художникоВ-северян. Поэтому книгу о Панкове вправе рассматривать и как мысли Г. Гора вообще об искусстве народов Севера. «Их (северян.— М. В.) картины — это хвала всему, что несет со­ циализм народам Крайнего Севера. Ведь в картинах и панно северян каждая деталь говорит о розрожденных и преображенных чувствах людей в молодеющем и играющем яркими красками мире». Гор считает, что конкретность, «живость, красочность народ­ ного видения является тем идеалом, ц кото­ рому стремится каждый подлинный худож­ ник-реалист». Именно эти качества писатель находит в наследии К. Панкова и творчест­ ве многих художников-северян. В книге Г. Гора приведены интересные воспоминания о творческом росте Панкова, о его взаимоотношениях со своим учителем А. А. Успенским,. а также записи застено­ графированных бесед с самим художником. Г. Гор, крупный специалист в области рус­ ского искусства, автор книг о художниках Перове, Федотове, Сурикове, умеет просто и увлекательно рассказать о произведениях К. Панкова, раскрыть в творениях сына ма­ ленького ненецкого народа лучшие традицией, накопленные в течение веков мужественны­ ми следопытами и знатоками арктических широт. Так, рассказывая о «Синем озере», писатель замечает, что мир, изображенный на картине, «глядит на вас с листа со всей своей свежестью, словно только что возник, как возникает воспоминание или мечта». Константин Пайковосновной герой книги. Однако рядом с ним мы встречаем и много других знакомых имен из среды се­ верян (нанайский художник Киля-Пячка, поэт-ненец Николай Вылка и др.). Несколько произведений К. Панкова хра­ нится в личных собраниях Г. Гора, А. Ост­ ровского, Н. Сорокиной и в музее Аркти­ ки. Издательство «Советский художник» в Ленинграде подарило читателям прекрасно оформленную книгу, но было бы еще лучше, если бы это же издательство выпустило в свет специально подготовленный альбом ре­ продукций произведений художника. А. О р е х о в с к и й ЛИЧНОСТЬ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ С равнительно недавно в наших социо­ логических исследованиях мало уде­ лялось внимания сложному процессу ста­ новления личности при социализме. Из кни­ ги в книгу кочевало превратно понятое положение К. Маркса о том, что «сущность человека не есть абстракт, присущий от­ дельному индивиду. В своей действительно­ сти она есть совокупность всех обществен­ ных отношений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 3). Здесь речь идет о сущности человека, но некоторые философы и педагоги распростра­ нили полностью это определение на лич­ ность, что и привело к определенному пере­ гибу, ибо бралось в расчет только социаль­ ное в содержании личности и по существу зачеркивалась, отрицалась роль наследствен­ ности в формировании ее.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2