Сибирские огни № 01 - 1970
дий Гор, его друг по Институту народов Севера, всегда чувствовал рядом с собой талантливого художника. Он всюду искал его картины, пережившие блокадные зимы Ленинграда. «Вот уже тридцать лет,— пи шет Г. Гор,— как, просыпаясь, я вижу при утреннем свете, на стенах своей комнаты эти поразительные изображения: деревья, тропы, вершины легких, покрытых снегом гор. Может, прекрасный мир мне только снится? .Нет, и вы тоже можете увидеть его, рассматривая картины Панкова. Они позна комят вас с миром чувств бывшего охотни ка и рыболова, ставшего советским худож ником». Г. Гор не противопоставляет искусство народов Севера творениям каких-либо школ, правильно раскрывает специфику искусства народов, не имевших до Октября своей письменности. Писатель утверждает, что каждый народ, «каким бы он ни был отста лым, имеет свою культуру, глубоко своеоб разное видение и понимание мира, запечат ленное в предметах быта, в ритмах танца, в песне и слове, в форме жилища или по крое одежды». Прежде чем приступить к профессиональному разбору произведений художника, их идей, замыслов, сюжетов, Г. Гор как бы предупреждает о самом глав ном, что именно присуще Панкову. «Быв ший охотник,— читаем мы,— родившийся в мире, не знавшем ни книг, ни картин, Пан ков не мог одеть свои помыслы и чувства в готовую и не соответствующую им форму, не погрешив при этом против внутренней правды и художественного чутья. В искус стве так же, как и в жизни, он должен был остаться самим собой. И он остался самим собой, в чем вы можете убедиться, познако мившись с оставленным им художественным наследием». И дальше писатель подробно рассказы-( вает о произведениях художника «Синее озеро», «Горы играют», «Волны» и др. Ав тор книги тесно связывает картины Панкова с устно-поэтическим творчеством ненцев, с их музыкальной культурой. Он считает, что до сих пор творчество Панкова рассматри валось в основном в этнографическом ас пекте, но ненецкий художник «ценен не только как представитель Севера в совет ском и мировом искусстве, но ценен и как оригинальный художник, сказавший свое слово в искусстве». Анализируя его творче ство, Г. Гор часто обращается к творени ям других художникоВ-северян. Поэтому книгу о Панкове вправе рассматривать и как мысли Г. Гора вообще об искусстве народов Севера. «Их (северян.— М. В.) картины — это хвала всему, что несет со циализм народам Крайнего Севера. Ведь в картинах и панно северян каждая деталь говорит о розрожденных и преображенных чувствах людей в молодеющем и играющем яркими красками мире». Гор считает, что конкретность, «живость, красочность народ ного видения является тем идеалом, ц кото рому стремится каждый подлинный худож ник-реалист». Именно эти качества писатель находит в наследии К. Панкова и творчест ве многих художников-северян. В книге Г. Гора приведены интересные воспоминания о творческом росте Панкова, о его взаимоотношениях со своим учителем А. А. Успенским,. а также записи застено графированных бесед с самим художником. Г. Гор, крупный специалист в области рус ского искусства, автор книг о художниках Перове, Федотове, Сурикове, умеет просто и увлекательно рассказать о произведениях К. Панкова, раскрыть в творениях сына ма ленького ненецкого народа лучшие традицией, накопленные в течение веков мужественны ми следопытами и знатоками арктических широт. Так, рассказывая о «Синем озере», писатель замечает, что мир, изображенный на картине, «глядит на вас с листа со всей своей свежестью, словно только что возник, как возникает воспоминание или мечта». Константин Пайковосновной герой книги. Однако рядом с ним мы встречаем и много других знакомых имен из среды се верян (нанайский художник Киля-Пячка, поэт-ненец Николай Вылка и др.). Несколько произведений К. Панкова хра нится в личных собраниях Г. Гора, А. Ост ровского, Н. Сорокиной и в музее Аркти ки. Издательство «Советский художник» в Ленинграде подарило читателям прекрасно оформленную книгу, но было бы еще лучше, если бы это же издательство выпустило в свет специально подготовленный альбом ре продукций произведений художника. А. О р е х о в с к и й ЛИЧНОСТЬ ПРИ СОЦИАЛИЗМЕ С равнительно недавно в наших социо логических исследованиях мало уде лялось внимания сложному процессу ста новления личности при социализме. Из кни ги в книгу кочевало превратно понятое положение К. Маркса о том, что «сущность человека не есть абстракт, присущий от дельному индивиду. В своей действительно сти она есть совокупность всех обществен ных отношений» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 3). Здесь речь идет о сущности человека, но некоторые философы и педагоги распростра нили полностью это определение на лич ность, что и привело к определенному пере гибу, ибо бралось в расчет только социаль ное в содержании личности и по существу зачеркивалась, отрицалась роль наследствен ности в формировании ее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2