Сибирские огни № 01 - 1970
ничего ни убавить, ни прибавить автор не волен. Вот очерк о таком, казалось бы, безна дежно скучном деле, как отработка техноло гии производства моющих средств на Ан гарском нефтеперерабатывающем комбина те. Можно ли о'б этом рассказать интересно? Оказывается, можно — и не только потому, что автор, верный себе, и здесь открыл це лую галерею «удивительных» людей Наз вание очерку дано несколько интригую щее — «По следам кашалотов». Каша лоты? Но при чем тут сугубо су хопутный город Ангарск? Несколько за гадочна и первая фраза, с которой начи нается повествование: «Китобойная флоти лия «Слава» за один выход в океан добы вает столько жира, сколько можно получить от полутора миллионов курдючных ба ранов». Интригующее начало — излюбленный прием писателя, всегда действующий без промаха. Не боится автор даже несколько анекдотического звучания первых абзацев, лишь бы это «работало» на пользу дела, помогало сразу же войти в контакт с чита телем. «Шел по городу человек. Летом. А на встречу— трамвай. Глянул прохожий на трамвай, увидел в открытом окне прияте ля — да и крикни: — Эй, химик! И трамвай упал»... Так несколько фантастично начинается очерк о кемеровских химиках, производя щих аммиачную селитру. Писатель своей шуткой не только заинтересовал читателя, но попутно дал понять, о ком пойдет речь и где будут развиваться события. Читатель, пожалуй, догадывается, что эффектное начало — литературный прием, что автор иногда с умыслом хочет удивить его, но все-таки удивляется, все-таки улы бается, потому что сделано это с непринуж денной и неизменной доброй авторской улыбкой. Даже о серьезных вещах автор умеет говорить с юмором. И все это помо гает читателю легко войти в мир героев Г. Падерина и незаметно полюбить их В последнем сборнике читатель найдет, кроме очерков, и художественную прозу: вторая часть книги составлена из расска зов и беллетризированных исторических новелл. Удачна ли эта попытка писателя попро бовать свои силы в новом для него жанре? Едва ли можно односложно ответить на этот вопрос. Профессионально крепко напи саны многие страницы в рассказе «Шахма- ту из слоновой кости», но, как мне кажет ся. Падерин-очеркист все-таки идет впереди Падерина-новеллиста. В очерке он увереннее добивается «эффекта присутствия», тут он свободнее и, я бы сказал, искреннее, герои очерков выписаны ярче, объемнее. Долго летний опыт работы в документальной про зе, видимо, сильно тяготеет над писателем, пока ему еще не совсем удалось преодолеть границы излюбленного жанра. Даже лучшие новеллы £. Падерина как-то неуловимо по хожи на его же очерки: угадывается в них та же языковая манера, те же композици онные приемы, уже апробированные в очер ке Но в рассказе они «работают» с мень шей отдачей, с меньшим КПД. Жанровая неопределенность обезличивает вещь, сни жает силу воздействия на читателя. Если сильной стороной очерков Г. Паде рина является стройность композиции и сюжетных планов, то в рассказах нередки логические провалы, герои действуют не по логике характера, а по указке автора, по ступки их часто представляются случайны ми. Совсем необязательна, к примеру, смерть главного героя в упоминавшемся вы ше рассказе «Шахматы из слоновой кости». Отрываясь от действительных фактов, в новеллистике автор как будто теряется и идef проторенным путем шаблона. Фанта зия его пробуксовывает, а надо бы ей дать волю. М. В о с к о б о й н и н о в КНИГА О НЕНЕЦКОМ ХУДОЖНИКЕ О нституте народов Севера, где я ра- ®^ботал и работаю, в этом «чудесном чуме» меня всегда й больше всего поража ли сами студенты. Вот удэгеец Джанси Ки- монко, так полюбившийся Александру Фа дееву; нанаец Аким Самар, чуть покачива ющийся у трибуны, стихи его слушает Ни колай Тихонов. Вот чукча костерез Вуквол, очаровавший своими скульптурными произ ведениями Иосифа Орбели. А вот и ненец Панков, получивший за свои картины о ямальском Севере «гран при» и золотую медаль на международной выставке в Па риже. Замечательный ненецкий художник, родившийся на Обском Севере, Костя Пан ков погиб смертью героя в Северной Норве гии, сражаясь с фашизмом. И вот я держу в руках небольшую кни гу Геннадия Гора, на суперобложке кото рой — красочное изображение кусочка да лекого Севера, а под картиной — подпись: К. Панков1. Книга о ненецком самородке начинается словами: «Я хочу рассказать о человеке, пе ред которым, как в сказке, разомкнулось время, о его жизни и картинах, о его ри сунках и о том, как он пришел из далекого прошлого в современный мир». * Костя Панков погиб, но писатель Генна- ' Г е н н а д и й Гор. Неьецкий художник К. Панков. Л., «Сов. художник», 1968.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2