Сибирские огни № 01 - 1970
КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Е. Ц е й т л и н ДОРОГА НА ПЕРЕВАЛ Д есять лет Е. Драбкина, опытнейший литератор, скрупулезно и трепетно собирала материал этой книги \ чтобы на финише с сомнением сказать о своей ра боте: «Достанет ли у меня ума и сердца, чтобы написать ее? Найду ли я точные, ве сомые слова? Сумею ли установить-живую связь между событиями полувековой дав ности и сегодняшним днем?» С этих вопросов, продиктованных сове стью и долгом художника, прикасающего ся к Ленинской теме, начинает Е. Драбки на свое неторопливое и строгое повество вание. «Зимний перевал» — это рассказ о тра гедии, которую не с чем и сравнить,— о смерти и последних днях Ильича. Это рассказ о безмерном мужестве и величии духа, о поединке ’с неотступной бо лезнью. О статьях и письмах Ленина к пар тии, вырванных в этом поединке, написан ных страстно и прозорливо, как последнее слово, получивших потом название полити ческого завещания вождя. Это рассказ о трудном, поистине «зим нем перевале» в жизни нашей страны; о холоде, который сковал ее бытие, промы шленность, хозяйство; о нэпе, о сомнениях, охвативших тогда многих молодых ком мунистов, не привыкших еще к отступле ниям; о наполненных пронзительной горе чью письмах крестьян Ленину; о голоде 21-го, когда во многих уездах уже «не бы ло» голодных — «оставались только умер'Н Л п а б к и н а, Зимний перевал. «Новый мир», 1968, № 10. шие и умирающие»; о борьбе, изнуритель ной и победоносной, которую вела партия — до самых «теплых» дней, до оптимистичной, наступательной речи Ильича на XI пар тийном съезде. , Наконец, это книга о юности самой Ели заветы Драбкиной — дальней, яростной, нежной... Содержание книги, ее прерывистый, тре вожащий нерв обусловливают форму, дик туют ритм повествования. Перед нами не повесть, не роман, хотя налицо захваты вающий сюжет, прочерченный точно Исто рией, и завидная образность языка. Перед нами не научное исследование, хотя за каж дой страницей — пристальный взгляд на эпоху и мудрый ее анализ. Не мемуары да же, несмотря на то, что критики, говоря об этом произведении, с полным основанием называют его именно так. Сама писательница во вступлении к кни ге наиболее верно определила жанр — «бе седа о Ленине, раздумье о нем». И это не просто частное замечание,— здесь точность определения принципиально важна. Она подчеркивает цель и публицистическую направленность книги. Ведь это не просто «беседа о Ленине», но прежде всего беседа с нашей молодежью. И ведет ее не просто писатель Е. Я. Драбкина, но Е. Я. Драб кина — старый член партии... Редко встретишь книгу, в которой бы известные, ставшие «хрестоматийными» со бытия получали бы в чем-то новое звуча ние и новый неожиданный отсвет. Здесь эго так! Не потому даже, что приводятся часто не известные читателю подробности. А по тому, что годы пропущены здесь через фильтр активно действующего во времени, сложного авторского «я». Он, автор, вды хал полной грудью наполненный борьбой воздух времени: шел среди других делега тов X съезда по тонкому льду укрощать контрреволюционный Кронштадт; садился потом на узкую вузовскую скамью — пости гать знания, выработанные человечеством»; многократно слушал речи вождя, отдавался всецело их страсти, логике, силе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2