Сибирские огни № 01 - 1970

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Е. Ц е й т л и н ДОРОГА НА ПЕРЕВАЛ Д есять лет Е. Драбкина, опытнейший литератор, скрупулезно и трепетно собирала материал этой книги \ чтобы на финише с сомнением сказать о своей ра­ боте: «Достанет ли у меня ума и сердца, чтобы написать ее? Найду ли я точные, ве­ сомые слова? Сумею ли установить-живую связь между событиями полувековой дав­ ности и сегодняшним днем?» С этих вопросов, продиктованных сове­ стью и долгом художника, прикасающего­ ся к Ленинской теме, начинает Е. Драбки­ на свое неторопливое и строгое повество­ вание. «Зимний перевал» — это рассказ о тра­ гедии, которую не с чем и сравнить,— о смерти и последних днях Ильича. Это рассказ о безмерном мужестве и величии духа, о поединке ’с неотступной бо­ лезнью. О статьях и письмах Ленина к пар­ тии, вырванных в этом поединке, написан­ ных страстно и прозорливо, как последнее слово, получивших потом название полити­ ческого завещания вождя. Это рассказ о трудном, поистине «зим­ нем перевале» в жизни нашей страны; о холоде, который сковал ее бытие, промы­ шленность, хозяйство; о нэпе, о сомнениях, охвативших тогда многих молодых ком­ мунистов, не привыкших еще к отступле­ ниям; о наполненных пронзительной горе­ чью письмах крестьян Ленину; о голоде 21-го, когда во многих уездах уже «не бы­ ло» голодных — «оставались только умер'Н Л п а б к и н а, Зимний перевал. «Новый мир», 1968, № 10. шие и умирающие»; о борьбе, изнуритель­ ной и победоносной, которую вела партия — до самых «теплых» дней, до оптимистичной, наступательной речи Ильича на XI пар­ тийном съезде. , Наконец, это книга о юности самой Ели­ заветы Драбкиной — дальней, яростной, нежной... Содержание книги, ее прерывистый, тре­ вожащий нерв обусловливают форму, дик­ туют ритм повествования. Перед нами не повесть, не роман, хотя налицо захваты­ вающий сюжет, прочерченный точно Исто­ рией, и завидная образность языка. Перед нами не научное исследование, хотя за каж­ дой страницей — пристальный взгляд на эпоху и мудрый ее анализ. Не мемуары да­ же, несмотря на то, что критики, говоря об этом произведении, с полным основанием называют его именно так. Сама писательница во вступлении к кни­ ге наиболее верно определила жанр — «бе­ седа о Ленине, раздумье о нем». И это не просто частное замечание,— здесь точность определения принципиально важна. Она подчеркивает цель и публицистическую направленность книги. Ведь это не просто «беседа о Ленине», но прежде всего беседа с нашей молодежью. И ведет ее не просто писатель Е. Я. Драбкина, но Е. Я. Драб­ кина — старый член партии... Редко встретишь книгу, в которой бы известные, ставшие «хрестоматийными» со­ бытия получали бы в чем-то новое звуча­ ние и новый неожиданный отсвет. Здесь эго так! Не потому даже, что приводятся часто не известные читателю подробности. А по­ тому, что годы пропущены здесь через фильтр активно действующего во времени, сложного авторского «я». Он, автор, вды­ хал полной грудью наполненный борьбой воздух времени: шел среди других делега­ тов X съезда по тонкому льду укрощать контрреволюционный Кронштадт; садился потом на узкую вузовскую скамью — пости­ гать знания, выработанные человечеством»; многократно слушал речи вождя, отдавался всецело их страсти, логике, силе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2