Сибирские огни № 01 - 1970
руются они обычно ссылкой на поток довольно бесцветных «лирических» безделу шек, которые порою захлестывают страни цы журналов, особенно молодежных, опять-таки оставляя в стороне бесспорные и общепризнанные достижения лирической прозы таких авторов, как В. Солоухин, О. Берггольц, Ч. Айтматов, И. Мерас. Ре месленнических подделок «под роман» мы можем выделить из нынешнего книжного потока тоже немало, однако это никоим образом ещ- не убеждает нас в бесплод ности и бесперспективности самого жанра романа. ч Кстати, в одной книге журнала «Моск ва», где помещена упомянутая уже статья, опубликована повесть, которая может слу жить основательным аргументом в споре с критиками, безнадежно махнувшими на лирическую прозу. Имл Юрия Куранова достаточно извест но советскому читателю. Последняя его по весть «Далекая сторона» представляет со бой удивительно емкую и точную картину войны. Автор необычайно лаконичен и скуп при раскрытии характеров своих ге роев, он, как выразился И. Эренбург о своей работе над лирическим романрм, «орудует методом ассоциаций, методом поэзии... предпочтение отдается зарисовке лирического явления или настроения, а не характеров» («Вопросы литературы», 1969, № 4, стр. 133). Все это верно, хотя и требует некото рых уточнений. В повести Ю. Куранова настроение тоже оказывается в центре вни мания автора. Уже первые три-четыре стра ницы раскрывают его многогранно в зави симости от многих и сакых разных персо нажей. Война! «Ликующим шепотом» сообщает об этом шестиклассник Олег своим сверст никам. Разглядывая - карту, где разной краской были обозначены государства, его товарищ Енька замечает: «Коричневая и маленькая какая-то... переплюнуть всю можно». Бабушка «вздрагивала всем те лом», «прижав ладони к подбородку, и сле зы текли ей в пальцы». «— Вот они, друзья с ножом за пазу хой,— сказал дед и сел к столу. — А соплякам чего не налила? Пущай едят, покуда щей хватает». Мать Еньки — Мария «посмотрела дол гим взглядом на Петра... и спросила: — Чего тебе складывать-то в мешок?» На другом конце деревни причитала Саня: «Муж Андрей сидел рядом, держал ее за плечи и уговаривал: — Санька, Санюшка: брось-ка ты, ми лая. Вернусь ведь. Не один же я на войну иду». В это же время «из-за деревни на чер ном длинноногом коне влегел в улицу Митька... Он был высокий, плечистый, в подпоясанной широким армейским рем нем рубашке, и на его красивом лице пля сала какая-то остервенелая улыбка. Мить ка осадил коня и поехал шагом. — Ну что, Бедняга, на войну пойдем,— сказал он, подъезжая. — Кто повоюет, а кто поболеет,— ска зал Бедняга». Такая многоцветная гамма голосов, впе чатлений очень разных людей формирует не только настроение, вызванное началом Великой Отечественной войны, но и до вольно полно очерчивает народное восприя тие этого события. Важно отметить, что пестрота эта отнюдь не произвольна. Каж дая из намеченных уже в первом эпизоде линий находит свое развитие в повести. С предельной лаконичностью, но с чрез вычайно сильным эмоциональным накалом, лирической взволнованностью автор рас сказывает о том, как его герои проходили через испытания военных лет. Так дости гается многогранное раскрытие уже целого этапа в жизни народа. Органично при этом сочетаются эмоциональное повествование и точное знание, условность в раскрытии ха рактеров и ситуаций с тщательно выписан ными реалистическими деталями, романти ческая одухотворенность и будничность, а порою и подчеркнутая приземленность. Большой силы воздействия на читателя и высокой художественной убедительности нельзя добиться приблизительностью, вита нием в заоблачных высях эмоций. Ю. бу ранов в повести «Далекая сторона» дости гает подлинного историзма лирическими средствами, но его лиризм оказывается по множенным на точность и ясность видения мира, времени, им изображаемого. «Видение художника,— отмечал И. Бе дер,—- чтобы не быть пустой фантазией, должно основываться на реальных фактах, то есть должно быть реально связано с историей его эпохи»1. И если творчество талантливого художника, в историческом повествовании или в произведении о со временности, в романе с широким эпиче ским размахом или в лирической повести, основывается на таком видении, ему ока зывается по плечу конкретно-историческое освоение эпохи, раскрытие ведущих тенден ций общественной жизни, он способен ле пить крупные характеры, передать острое ощущение чувства Родины. Говоря слова ми А. В. Луначарского, такой художник не просто иллюстрирует уже выработанные положения, а «поднимает новину», прони кает в область, в которую трудно проник нуть статистике и логике. Лишь такой ху дожник способен выполнить высокую об щественную задачу, которую ставит перед ним наша современность. 'И - Б е х е р . Любовь моя, поэзия. М., 1965, стр. 179.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2