Сибирские огни № 01 - 1970

руются они обычно ссылкой на поток довольно бесцветных «лирических» безделу­ шек, которые порою захлестывают страни­ цы журналов, особенно молодежных, опять-таки оставляя в стороне бесспорные и общепризнанные достижения лирической прозы таких авторов, как В. Солоухин, О. Берггольц, Ч. Айтматов, И. Мерас. Ре­ месленнических подделок «под роман» мы можем выделить из нынешнего книжного потока тоже немало, однако это никоим образом ещ- не убеждает нас в бесплод­ ности и бесперспективности самого жанра романа. ч Кстати, в одной книге журнала «Моск­ ва», где помещена упомянутая уже статья, опубликована повесть, которая может слу­ жить основательным аргументом в споре с критиками, безнадежно махнувшими на лирическую прозу. Имл Юрия Куранова достаточно извест­ но советскому читателю. Последняя его по­ весть «Далекая сторона» представляет со­ бой удивительно емкую и точную картину войны. Автор необычайно лаконичен и скуп при раскрытии характеров своих ге­ роев, он, как выразился И. Эренбург о своей работе над лирическим романрм, «орудует методом ассоциаций, методом поэзии... предпочтение отдается зарисовке лирического явления или настроения, а не характеров» («Вопросы литературы», 1969, № 4, стр. 133). Все это верно, хотя и требует некото­ рых уточнений. В повести Ю. Куранова настроение тоже оказывается в центре вни­ мания автора. Уже первые три-четыре стра­ ницы раскрывают его многогранно в зави­ симости от многих и сакых разных персо­ нажей. Война! «Ликующим шепотом» сообщает об этом шестиклассник Олег своим сверст­ никам. Разглядывая - карту, где разной краской были обозначены государства, его товарищ Енька замечает: «Коричневая и маленькая какая-то... переплюнуть всю можно». Бабушка «вздрагивала всем те­ лом», «прижав ладони к подбородку, и сле­ зы текли ей в пальцы». «— Вот они, друзья с ножом за пазу­ хой,— сказал дед и сел к столу. — А соплякам чего не налила? Пущай едят, покуда щей хватает». Мать Еньки — Мария «посмотрела дол­ гим взглядом на Петра... и спросила: — Чего тебе складывать-то в мешок?» На другом конце деревни причитала Саня: «Муж Андрей сидел рядом, держал ее за плечи и уговаривал: — Санька, Санюшка: брось-ка ты, ми­ лая. Вернусь ведь. Не один же я на войну иду». В это же время «из-за деревни на чер­ ном длинноногом коне влегел в улицу Митька... Он был высокий, плечистый, в подпоясанной широким армейским рем­ нем рубашке, и на его красивом лице пля­ сала какая-то остервенелая улыбка. Мить­ ка осадил коня и поехал шагом. — Ну что, Бедняга, на войну пойдем,— сказал он, подъезжая. — Кто повоюет, а кто поболеет,— ска­ зал Бедняга». Такая многоцветная гамма голосов, впе­ чатлений очень разных людей формирует не только настроение, вызванное началом Великой Отечественной войны, но и до­ вольно полно очерчивает народное восприя­ тие этого события. Важно отметить, что пестрота эта отнюдь не произвольна. Каж­ дая из намеченных уже в первом эпизоде линий находит свое развитие в повести. С предельной лаконичностью, но с чрез­ вычайно сильным эмоциональным накалом, лирической взволнованностью автор рас­ сказывает о том, как его герои проходили через испытания военных лет. Так дости­ гается многогранное раскрытие уже целого этапа в жизни народа. Органично при этом сочетаются эмоциональное повествование и точное знание, условность в раскрытии ха­ рактеров и ситуаций с тщательно выписан­ ными реалистическими деталями, романти­ ческая одухотворенность и будничность, а порою и подчеркнутая приземленность. Большой силы воздействия на читателя и высокой художественной убедительности нельзя добиться приблизительностью, вита­ нием в заоблачных высях эмоций. Ю. бу ­ ранов в повести «Далекая сторона» дости­ гает подлинного историзма лирическими средствами, но его лиризм оказывается по­ множенным на точность и ясность видения мира, времени, им изображаемого. «Видение художника,— отмечал И. Бе­ дер,—- чтобы не быть пустой фантазией, должно основываться на реальных фактах, то есть должно быть реально связано с историей его эпохи»1. И если творчество талантливого художника, в историческом повествовании или в произведении о со­ временности, в романе с широким эпиче­ ским размахом или в лирической повести, основывается на таком видении, ему ока­ зывается по плечу конкретно-историческое освоение эпохи, раскрытие ведущих тенден­ ций общественной жизни, он способен ле­ пить крупные характеры, передать острое ощущение чувства Родины. Говоря слова­ ми А. В. Луначарского, такой художник не просто иллюстрирует уже выработанные положения, а «поднимает новину», прони­ кает в область, в которую трудно проник­ нуть статистике и логике. Лишь такой ху­ дожник способен выполнить высокую об­ щественную задачу, которую ставит перед ним наша современность. 'И - Б е х е р . Любовь моя, поэзия. М., 1965, стр. 179.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2