Сибирские огни № 01 - 1970

тельно сложнее. Но ведь вершины искусст­ ва всегда бывают труднодоступными. * * * Писатель, имеющий дело с современ­ ностью отнюдь не свободен от необходи­ мости тщательного собирания материала, отбора наиболее существенных деталей, организации всего накопленного им воеди­ но. Равносильно тому, как исторический ро­ ман, по словам А. Толстого,— не только роман об отжившем, но и повествование о том, что стало нашим достоянием, так и роман о сегодняшнем дне должен быть еще и средством понимания прошлого. Принцип историзма действует и здесь неуклонно, хотя и проявляется специфически. Небезынтересно внимательнее при­ глядеться к некоторым произведениям о современности и попытаться выявить, как же схватывают наши писатели ведущие тенденции общественного развития, на­ сколько сильно проявляются они в индиви­ дуальных судьбах людей. В конце прошло­ го года в журнале «Волга» опубликована первая книга романа Н. Шундика «В стра­ не синеокой»1. Н. Шундик в своем романе исследует жизнь многопланово, касаясь проблем де­ ревни и партийного руководства искусст­ вом, его волнуют проблемы чести человека, ответственности коммуниста, бытия народа и совести, народной. Его героями оказыва­ ются труженики села партийные работни­ ки, творческая интеллигенция. В композиционном построении автор романа часто использует принцип ретро­ спекции, охотно повествуя о прошлом своих героев. Весьма разнородный материал книги ■объединяется личностью писателя, образ которого выполняет функции лирического героя, осмысливающего события, ситуации, характеры действующих лиц. Наконец, кни­ ге не откажешь в остром чувстве современ­ ности. Наиболее ценным в романе Н. Шундика «В стране синеокой», тем, что придает ему широкую гражданскую значимость, пред­ ставляется как раз го, что писатель не захотел уйти от исследования серьезных процессов общественной жизни, самобыт­ ных и ярких, а порою сложных и противо­ речивых .характеров наших современни­ ков— таких, как Пелагея Комаркова, На­ дежда Калинкина, Денис Ганин, Соколов и, наконец, Буянов и Хрумин. Секретарь обкома Буянов, подталкивае­ мый приехавшим в область ответственным работником центра Хруминым, «тяжелую поклажу на плечи взвалил, ради доброго дела» — принял невыполнимое и оторванное от реальных возможностей области обяза­ тельство. дать в один год три плана. Кон­ фликт развивающийся на этой основе, втягивает в свою орбиту, по суги, всех ге­ роев романа, он становится своеобразным 1 «Волга», 196«, №№ 6, 7, 11. мерилом стойкости, ответственности и об­ щественной значимости человека. Невыполнимость взятых обязательств скоро становится очевидной для всех. Это приводит к драматической развязке преж­ де всего Буянова, объективно честного и в полную меру сознающего свою ответствен­ ность человека. Как большую личную тра­ гедию, переживает роковую ошибку знат­ ная доярка области, по-народному мудрая даже в своем горе Пелагея Комаркова. А сколько энергии потрачено секретарем обкома Соколовым, председателем колхоза Денисом Ганиным, да и другими героями в острых спорах и столкновениях со встав­ шими на ложный путь! Находятся, конеч­ но, среди руководителей хозяйств и райо­ нов, как и среди ближайших помощников Буянова, люди, для которых суть дела не представляет интереса, они оказываются прочно захваченными жаждой легкой славы. Что ж,— подумает читатель,— еще одним романом об очковтирателях, о во­ люнтаризме — больше. Но в том-то и дело, что определить только так сущность книги Н. Шундика — значит, чрезвычайно обед­ нить ее, не понять, не увидеть самобытный и поэтичный образ Родины, выписанный колоритно, с большой исторической пер­ спективой. Уже первые страницы романа «В стра­ не синеокой» вызывают ощущение единст­ ва и неразрывности времен. Прошлое' и настоящее здесь взаимодействуют не пото­ му, что автор избрал для себя ретроспек­ тивный принцип’ композиции, а в силу прочной, внутренней связи событий, о кото­ рых повествуется в романе. Спокойно исследовать опыт недавнего прошлого в свете сегодняшнего дня, уметь отрешиться от всего, что оказалось • отжившим, разо­ браться в сути ошибок Буянова —- значит, во многом помочь современности. Но что­ бы достичь этого, нельзя писать одной желчью, хотя это, как замечает писатель, «поначалу производит впечатление. Как же, под пером все дымится! Но еще не было в истории ни одного художника, кто смог бы составить себе доброе имя, если в чернильнице его только желчь. Тут, как говорят в народе, свою живую кровь отво­ рять надо...». Мы ясно ощущаем, что прямое отноше­ ние к современности имеют и* историко­ поэтические отступления о нашествии Ба­ тыя, о жестоком и бесчеловечном воинстве Гитлера, о незыблемости народной воли к свободе и счастью в эти годы тяжких и суровых испытаний. Особое место в романе занимают есе­ нинские мотивы, они помогают формиро­ вать образ родной писателю Азани, симво­ лизирующей Родину в самом широком и высоком смысле этого слова. «Не ищите, уважаемый читатель, конкретные облает- ные границы Страны Синеокой,— говорит Н. Шундик в небольшом вводном слове к роману,-—Азань мою я увидел и в центре России, и в Сибири, и на Дальнем Востоке!»

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2