Сибирские огни № 01 - 1970
тельно сложнее. Но ведь вершины искусст ва всегда бывают труднодоступными. * * * Писатель, имеющий дело с современ ностью отнюдь не свободен от необходи мости тщательного собирания материала, отбора наиболее существенных деталей, организации всего накопленного им воеди но. Равносильно тому, как исторический ро ман, по словам А. Толстого,— не только роман об отжившем, но и повествование о том, что стало нашим достоянием, так и роман о сегодняшнем дне должен быть еще и средством понимания прошлого. Принцип историзма действует и здесь неуклонно, хотя и проявляется специфически. Небезынтересно внимательнее при глядеться к некоторым произведениям о современности и попытаться выявить, как же схватывают наши писатели ведущие тенденции общественного развития, на сколько сильно проявляются они в индиви дуальных судьбах людей. В конце прошло го года в журнале «Волга» опубликована первая книга романа Н. Шундика «В стра не синеокой»1. Н. Шундик в своем романе исследует жизнь многопланово, касаясь проблем де ревни и партийного руководства искусст вом, его волнуют проблемы чести человека, ответственности коммуниста, бытия народа и совести, народной. Его героями оказыва ются труженики села партийные работни ки, творческая интеллигенция. В композиционном построении автор романа часто использует принцип ретро спекции, охотно повествуя о прошлом своих героев. Весьма разнородный материал книги ■объединяется личностью писателя, образ которого выполняет функции лирического героя, осмысливающего события, ситуации, характеры действующих лиц. Наконец, кни ге не откажешь в остром чувстве современ ности. Наиболее ценным в романе Н. Шундика «В стране синеокой», тем, что придает ему широкую гражданскую значимость, пред ставляется как раз го, что писатель не захотел уйти от исследования серьезных процессов общественной жизни, самобыт ных и ярких, а порою сложных и противо речивых .характеров наших современни ков— таких, как Пелагея Комаркова, На дежда Калинкина, Денис Ганин, Соколов и, наконец, Буянов и Хрумин. Секретарь обкома Буянов, подталкивае мый приехавшим в область ответственным работником центра Хруминым, «тяжелую поклажу на плечи взвалил, ради доброго дела» — принял невыполнимое и оторванное от реальных возможностей области обяза тельство. дать в один год три плана. Кон фликт развивающийся на этой основе, втягивает в свою орбиту, по суги, всех ге роев романа, он становится своеобразным 1 «Волга», 196«, №№ 6, 7, 11. мерилом стойкости, ответственности и об щественной значимости человека. Невыполнимость взятых обязательств скоро становится очевидной для всех. Это приводит к драматической развязке преж де всего Буянова, объективно честного и в полную меру сознающего свою ответствен ность человека. Как большую личную тра гедию, переживает роковую ошибку знат ная доярка области, по-народному мудрая даже в своем горе Пелагея Комаркова. А сколько энергии потрачено секретарем обкома Соколовым, председателем колхоза Денисом Ганиным, да и другими героями в острых спорах и столкновениях со встав шими на ложный путь! Находятся, конеч но, среди руководителей хозяйств и райо нов, как и среди ближайших помощников Буянова, люди, для которых суть дела не представляет интереса, они оказываются прочно захваченными жаждой легкой славы. Что ж,— подумает читатель,— еще одним романом об очковтирателях, о во люнтаризме — больше. Но в том-то и дело, что определить только так сущность книги Н. Шундика — значит, чрезвычайно обед нить ее, не понять, не увидеть самобытный и поэтичный образ Родины, выписанный колоритно, с большой исторической пер спективой. Уже первые страницы романа «В стра не синеокой» вызывают ощущение единст ва и неразрывности времен. Прошлое' и настоящее здесь взаимодействуют не пото му, что автор избрал для себя ретроспек тивный принцип’ композиции, а в силу прочной, внутренней связи событий, о кото рых повествуется в романе. Спокойно исследовать опыт недавнего прошлого в свете сегодняшнего дня, уметь отрешиться от всего, что оказалось • отжившим, разо браться в сути ошибок Буянова —- значит, во многом помочь современности. Но что бы достичь этого, нельзя писать одной желчью, хотя это, как замечает писатель, «поначалу производит впечатление. Как же, под пером все дымится! Но еще не было в истории ни одного художника, кто смог бы составить себе доброе имя, если в чернильнице его только желчь. Тут, как говорят в народе, свою живую кровь отво рять надо...». Мы ясно ощущаем, что прямое отноше ние к современности имеют и* историко поэтические отступления о нашествии Ба тыя, о жестоком и бесчеловечном воинстве Гитлера, о незыблемости народной воли к свободе и счастью в эти годы тяжких и суровых испытаний. Особое место в романе занимают есе нинские мотивы, они помогают формиро вать образ родной писателю Азани, симво лизирующей Родину в самом широком и высоком смысле этого слова. «Не ищите, уважаемый читатель, конкретные облает- ные границы Страны Синеокой,— говорит Н. Шундик в небольшом вводном слове к роману,-—Азань мою я увидел и в центре России, и в Сибири, и на Дальнем Востоке!»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2