Сибирские огни № 01 - 1970
' азной семьи. И тут же вводятся детали, эпизоды, которые мало вяжутся с манера ми и принципами людей ее круга, наконец, с ее отношением к любимому мужу. Сопо ставляя некоторые поступки Ирины, нетруд но убедиться в их противоречивости, а по рою и несовместимости. В осадном Петро граде с совершенно незнакомым ей чело веком Ирина заходит в дом, в котором ни когда раньше не бывала; здесь идет на стоящее пьяное гульбище. С этого момента и начинается, ее активное, так сказать, па дение. Несколькими страницами раньше, когда автор рассказывал об истории зна комства Ильи Благовидова со своею буду щей женой Ириной, мы читали нечто противоречащее только что рассказанному. Происходило это в мирном еще Петербурге во время праздника. Илья долгое время ходил за девушкой, продающей цветы; на конец, она позволила ему представиться ей. Теперь Ирина Владимировна — жена инже нера Ильи Благовидова. Раскрывая дальнейшее падение своей героини, автор вводит эпизод, в котором неправдоподобно выглядит не только Ири на Владимировна. Совершенно несвойствен ным ему языком заговаривает вдруг ра финированный интеллигент, поэт, кумир буржуазной публики, упорно и небезуспеш но завоевывающий себе поклонников и осо бенно поклонниц: «Ирка, водка есть? — об ращается он к женщине своего круга.— Достань. На то ты и баба, чтобы все уметь». Контекст этой сцены совершенно исключает возможность интеллигентской бравады колоритно-сочным словом. Писа тель такой речевой характеристикой разо блачает своего героя, забывая о том, что утрированно грубая речь отнюдь не един ственный путь развенчания персонажа. Как известно, тургеневский помещик Пеночкин никогда не позволял себе грубых выраже ний, но разве от этого он стал более при влекательным? Все, кто читал роман С. Залыгина «Со ленная Падь», не смогут забыть того, что главнокомандующий партизанской армией • Ефрем Мещеряков из крестьян. Не забы вается эго не потому, что С. Залыгин часто напоминает нам о социальном положении своего героя, а потому, что Мещеряков ви дит окружающее по-крестьянски цепко и своеобразно, как другой человек вряд ли может увидеть. «Ефрем обошел колок, на ткнулся на копну. «Вдовья, видать, копеш ка!»— подумал, поглядев на нее, низень кую, скособочившуюся. Еще вдруг погля дел— нет, не мужичья косьба! Литовкой махала баба — неумелая либо вовсе дев чонка: прокос узкий, туда-сюда вихляет, трава нечисто скошена. Срам — не работа... И сколько их, баб, нынче в степи мается, мужицкую работу ломит? Заела война, до края заела!» Не забываем мы о происхождении Ме щерякова потому, что мысли и думы его опять-таки определяются близостью к зем ле, к пашне. Достаточно вспомнить о раз мышлениях Мещерякова перед парадом, о пахоте после того, как «за зиму с Колча ком управимся». И наконец: «Не-ет, гене ралом воевать несравненно легче! Скажи, хотя бы и Наполеон решающее сражение проиграл, потому что насморк его прошиб. Да мужик постеснялся бы об этом гово рить вслух. На крайний случай, сказал бы, что животом вконец замаялся, либо сердце у него зашлось, а то из-за собственной сопли воевать кончил, и все одно — герой». Персонажи последнего романа С. Залы гина потому столь близки и понятны чита телю, что они исторически конкретны, при этом их социальная сущность выражена убедительными художественными средства ми. В романе С. Залыгина наиболее ощути мое симфоническое воплощение получает горьковская традиция многогранного ра скрытия человека во всех его сложных свя зях с миром. Вполне очевидно, что принцип историз ма не исчерпывается лишь . строгим и не укоснительным следованием за документом и фактом. Важна при этом логика факта, умение придать ему художественную убе дительность, верно определить направлен ность его. Характерен в этом отношении случай, о котором с гордостью рассказывал К. Паустовский. После опубликования своей повести «Кара-Бугаз» писатель по лучил несколько писем от. ученых, которые настойчиво просили сообщить, в каком архивном хранилище обнаружено им пись мо лейтенанта Жеребцова, которое было приведено в повести. Но Паустовский вы полнить эти просьбы не мог, ибо письмо, в котором ученые нашли столько типично го для эпохи, было от первой до последней строки вымышлено. Если процесс создания художественно го произведения, как это делал Достоев ский, разделить на два этапа — изучение фактов, постижение правды действительной и — освоение высот правды художествен ной, то мы совершенно определенно по чувствуем, что, в данном случае Паустов ский успешно справился с решением обеих этих задач. Понимая условность такого разделе ния — правда историческая и правда худо жественная,— мы тем не менее пользуемся этими терминами, ибо они помогают ви деть разные этапы работы писателя: сбор, изучение материала, документов, фактов и процесс обобщения собранного материала, процесс художественной организации его. Если с решением первой задачи худож ники наши справляются чаще всего успеш но, то вторая -может быть решена лишь при условии, когда «весь накопленный ма териал вступает в какое-то химическое соединение с теми основными мыслями, идеями, которые выносил ранее в своем сознании художник»1. Достичь этого значи- ' А Г Ц е й т л и н . Труд писателя. Вопросы психологии творчества, культуры и техники пи сательского труда. М., 1962, стр. 246.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2