Сибирские огни № 01 - 1970
чей характеров и событий прошлой жизни, достигает лишь «формального признака ис торической верности и правильности» (Ге гель. Эстетика. Том 1, М., 1968, стр. 280). Лучшие страницы романа «Русская зем ля» несут нам не только богатую факти ческую информацию об эпохе коллективи зации в нашей стране,— они помогают нам проникнуться духом того времени, осознать сложность и драматизм борьбы разных сил, действовавших с одинаковой настойчиво стью и убежденностью. Д. Зорину удалось высветить ведущие тенденции общественно го развития тех лет. И в э+ом главное до стоинство книги, позволяющее отметить ее эпическую емкость. Автор романа «Русская земля» далеко не первым в советской литературе художе ственно аргументирует ведущую тенденцию эпохи коллективизации — тягу крестьянст ва в своей массе к коллективному труду. Художник, однако, находит такие аспекты, касается таких сторон действительности, выводит такие характеры, которые вносят немало нового в раскрытие эпохи великого перелома. Действующие лица романа, их расста новка, острые столкновения их интересов и взглядов позволяют убедиться в еще од ном немаловажном факте: классический спор о мужике не привнесен извне, он зародился в самой массе крестьянства, ибо далеко неоднородными были настроения и симпа тии деревни, отдельных ее представителей. Спор между молодым руководителем ком муны, посланцем рабочих рудника Сергеем Чертковым, и своеобразным идеологом кре стьянства, не освободившегося от эсеров ского влияния, теткой Марфой, представля ет в этой связи большой интерес. Рассуждения Марфы о первом вожаке коммуны не случайно настораживают Черт кова, ибо в них таится немало опасного: «Вожак всех помнит...», «Вожак знает, ку да вести...», «Он не может ошибаться. Он на миру — не он. Это праведная душа на ша в его образе...» Дальше — больше, со временем Марфа начинает хлопоты «о ка ком-то негласном избрании единого Выра зителя коллективной воли народа». Подобные рассуждения нетрудно раз венчать с высоты сегодняшнего дня, еще проще доказать несостоятельность другого тезиса Марфы — о «добром понуждении». «Нет,— протянула Марфа,— без понуди тельного интереса, а попросту сказать, без зажима не пойдут. Человек от единоличья, как новорожденный младенец от кормящей пуповины, сам не может оторваться». Со временем она приходит к мысли о необхо димости «понудительного интереса» для крестьянства в масштабах уже всей страны. Ошибки и перегибы, имевшие место в период коллективизации, во многих произ ведениях последних лет объяснялись дей ствиями одной личности, действиями меха нических и равнодушных проводников ди ректив на местах. Роман Д. Зорина вносит существенную поправку в такую недоста точно полную характеристику эпохи, обна руживая острый драматизм происходившей тогда в деревне борьбы. Тетка Марфа «надолго могла взять человека за душу», она была не одинока в своих искренних за блуждениях. И хотя Черткову тетка Марфа давно представлялась «той бедной, несчаст ной фанатичкой, способной из добрых на мерений совершить злой донос», но пока он ничего не мог ей противопоставить: «До пустим, Чертков даже разобьет их окаме нелую веру! — размышляет автор.— А что даст? Что предложит взамен, чтобы стро ить правильно? А вот этого-то он и не знал. И он, он, бешеный кипятильник, он, Сережа Чертков,— невероятно, но факт,— молчал! Молчал и удерживал рвущийся из него огонь, огонь сокрушающий и велико лепный, как революция!..» В столкновении этих самобытных, исто рически конкретных и национально выпук лых характеров в конце концов побеждает Чертков, потому что он и его товарищи оказываются способными сделать коммуна ров не просто богатыми, а убежденными и по-настоящему преданными проводниками идеи социалистического коллективизма. Так выкристаллизовывается главная мысль романа, его центральная проблема — исследование народной жизни, раздумья о сложных путях ее. Именно это и позволи ло автору дать роману столь обобщающее название — «Русская земля». -Велика сила художественного обобще ния. Но как бедно выглядел бы роман, на сколько слабо убеждал бы его пафос, если бы писатель не смог насытить произведение множеством конкретно-исторических при мет, деталей быта, склонностей и симпа тий людей тех лет. Порывистый и страст ный характер Сергея Черткова^ неразрывно связан с изображаемой эпохой, когда ми ровая революция ожидалась со дня на день. Столь же органично в ту эпоху вписыва ются характер тетки Марфы, характеры других действующих лиц романа. Они жи вут в той неповторимой атмосфере, кото рая так любовно передана писателем во многих сценах, описаниях. Присмотримся хотя бы к избе коммунара, в которой для Черткова все поразительно «свое», все ды шит «призрачной жизнью сказок, мятежной историей и мечтой». «Над самой головой хозяйки во весь простенок в затейливой раме из кедровых шишек висела картина на сюжет Сикстинской мадонны с некоторы ми, так сказать, местными отступлениями от оригинала. Мадонна с лицом тетки Мар фы, поддерживаемая под руки апостолом, похожим на Захара Малкина, несет миру младенца, спускаясь по ступенькам дере венского крыльца. Она, видимо, выходит из клуба после гражданских крестин, приня тых в коммуне, на которых коммунары во главе с самим вожаком торжественно наре кают своего нового собрата и желают ему счастья в борьбе. Другой простенок между окнами занят седовласым Марксом. Обняв за плечи юно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2