Сибирские огни № 01 - 1970

э. шик ОЩУЩЕНИЕ ИСТОРИИ Проблема историзма советской' литера­ туры в последнее время самой жизнью выдвинута на передний край литературных споров. Это и понятно. Сегодня, когда идео­ логическая борьба двух миров приобрела острейшую напряженность, нас особо инте­ ресует, как запечатляется поступь истории в произведениях о далеком или недавнем прошлом, насколько верно и художественно убедительно советская литература раскры­ вает сегодняшний день нашего созидания. Современному читателю, как верно заметил один из героев романа Н. Шундика «В стра­ не синеокой», «подай, художник, исчерпы­ вающее исследование фактов, людских поступков по строжайшим законам истори­ ческой объективности, им воздух подай, взаимосвязь событий» («Волга», 1968, № 11, стр. 95). Если к этому добавить еще и требова­ ния конкретно-исторического освоения той или иной эпохи, раскрытия ее неповтори­ мого облика и колорита, характеров и ти­ пов художественными средствами и обра­ зами, то мы, в главном, определим емкое и обретшее в наши дни новую глубину по­ нятие — историзм литературы, обратим вни­ мание на специфическое преломление его в литературном творчестве. Последнее осо­ бенно настойчиво подчеркивают историче­ ские романисты. «Я считаю,— отмечал, на­ пример, С. Злобин,— что именно в этой области^— в области эмоциональной и нрав­ ственной — художник превосходит научно­ го исследователя, придавая конкретным историческим образам осязаемость самой жизни, ее теплоту и выразительность» («Во­ просы литературы», 1965, № 9, стр. 54). Иначе говоря, знание и понимание да­ лекой или близкой от нас эпохи художник проявляет не только в строгом следовании историческим фактам, но и— в неменьшей мере — в психологически точном раскрытии внутреннего мира человека, героя изобра­ жаемой эпохи, в умении передать живую атмосферу времени. Когда мы подходим с этими требова­ ниями к лучшим произведениям советской прозы последних лет, то обнаруживаем, что в них действительно ощущается поступь «шагов Истории самой». «Поэзия всегда верна истории, потому что история есть почва поэзии»,— заметил как-то Белинский, подразумевая под словом «поэзия» подлин­ но художественные создания литературы и искусства. Нельзя не убедиться в этом, читая романы С. Залыгина «Соленая Падь», Д. Зорина «Русская земля», Г. Маркова «Отец и сын», С. Сартакова «ФилосЬфский камень» и другие историко-революционные произведения. В этом ряду хотелось бы назвать и некоторые книги самого послед­ него времени — повесть Ю. Куранова о жиз­ ни тыла военных лет «Далекая сторона», роман Н. Шундика о дне сегодняшнем — «В стране синеокой». Роман Д. Зорина «Русская земля» си­ лен тщательно документированной основой. Ведь он вырос из очерков об одном из районов Зауралья, который стал тогда из­ вестен как район сплошной коллективиза­ ции. В 1929 году молодой журналист по заданию ответственного секретаря газеты «Правда» М. И. Ульяновой отправился в еланские степи. Очерки Д. Зорина вызвали похвалу М. Горького: «Я считаю эту вещь высокоценной по ее фактическому содержа­ нию и по силе искреннего убеждения авто­ ра в революционном значении факта, изо­ браженного им...»1 И вот, спустя почти четыре десятилетия, писатель создал роман не менее ценный по своему фактическому ' содержанию. Этим, однако, значимость книги отнюдь не исчер­ пывается Еще Гегель в своей «Эстетике» подчеркивал, что способ изображения, ог­ раничивающий свои задачи точной переда­ 1 Д. З о р и н . 1967, № » 17. 18. Русская земля. Предисловие. Роман-газета,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2