Сибирские огни № 01 - 1970
это реакция на беззаконный деспотизм вла сти: «Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической ■естественности анархизма»1. Ленин неоднократно указывал, что без непримиримой борьбы с анархией победа социалистической революции невозможна, что грозящая советской власти «стихия мел кобуржуазного разгильдяйства» «больше всего историей России и ее экономикой под готовлена» (36, 256). Но особенно сильно Владимир Ильич подчеркивал отрицатель ное влияние империалистической войны; 29 июня 1918 г! он писал: «Мыслима ли многолегняя война без одичания как войск, так и народных масс? Конечно, нет» (36, 475). Однако Ленин не считал это специфи чески русским явлением. 21 июня 1918 г. он говорил, что озверение «наблюдается во всех странах», что «пройдут годы, пока люди перестанут быть зверями и примут челове ческий вид» (36, 428). Заслуга Ленина н большевистской пар тии и заключалась в том, что они справи лись с труднейшей задачей — укротить анархию, темные инстинкты, пресечь само чинные действия, наносящие ущерб куль туре. Борясь с анархическими тенденциями в революции, стремясь усилить в ней созида тельную струю, Горький в это время поле мически заостряет свою старую мысль о том, что «россияне работать не любят и не умеют»2. Показательно, что когда Ленин еще в 1908 г., наблюдая за работой италь янских рыбаков на острове Капри, заметил, что наши работают бойчее, писатель не согласился с этим. В 1912 г. Горький при зывал «учиться работать именно на Западе, где умеют, любят работать»3. В 1920 г., вы ступая на заседании Петроградского Сове та, Горький говорил: «Я желал бы, чтобы ленца, распущенность, разгильдяйство, ко торое присуще русскому человеку вообще,— и вам в том числе,— чтобы это с вас смы лось, слезло» (24, 210). Недовольство писателя неумением рус ских культурно, высокопроизводительно работать имело известное основание. Обло мовщина, о которой говорил Горький в «Двух душах», не исчезла сразу после Ок тябрьской революции, так как Обломов, как говорил Ленин, «был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и ин теллигент, и не только интеллигент, а и ра бочий и коммунист» (45, 13). В 1918 г. Ленин отмечал, что «русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нация ми» Но это не потому, что он таков от природы, что это некая национальная черта, а потому, что его таким воспитали царский режим «и живости остатков крепостного права» (36, 189). Чтобы добиться повыше ния производительности труда, по мысли ' М Г о р ь к и й . О русском крестьянстве. 1922, стр. 6. 1 «Новая жизнь», 1918, 16 марта. * «Современник», 1912, № II, стр. 62. Ленина, надо поднять образовательный и культурный уровень населения, повысить дисциплину трудящихся, лучше организо вать труд, наладить строжайший учет и контроль. А чтобы окончательно исчезла у нас обломовщина,— на это потребуется не мало времени и сил. В то же время Ленин не раз давал отпор тем, кто так или иначе чернил русский на род, кто вопил о его гибели. «Народ, сумев ший создать Советскую власть, не может погибнуть», во время революции он всему миру показал свою огромную жизнеспособ ность, силу и энергию. Примечательно, что, когда в статье «Владимир Ильич Ленин» Горький писал о русском народе как о «загнившем в духоте монархии, бездеятель ном и безвольном, лишенном веры в себя», Ленин пометками на полях статьи выразил свое несогласие с такой характеристикой русской нации. В марте 1918 г. он говорил: «...мы не только слабый и не только отста лый народ, мы тот народ, который сумел,— не благодаря особым заслугам или истори ческим предначертаниям, а благодаря осо бому сцеплению исторических обстоя тельств,— сумел взять на себя честь под нять знамя международной социалистиче ской революции» (36, 109). В октябре 1918 г., подчеркивая интернационалистскую сущность рабочего класса России, Владимир Ильич выражал глубокую уверенность в том, что «русский рабочий умеет гораздо более энергично работать, гораздо более самоотверженно бороться и умирать, когда дело идет не об одной только рус ской, но и о международной рабочей рево люции» (37, 99). Сходную точку зрения высказывал и Горький в письме к Ленину в январе 1919 г., утверждая, что «российский пролетариат... понимает интернационализм гораздо шире», чем культурные люди Запа да (29, 388). Впоследствии, в двадцатые годы, Алексей Максимович вспомнит мысль Каутского о том, что «русский рабочий — идеалист», и скажет: «Да, у него идеализм особого типа, который не свойственен рабо чему Запада— социальный идеализм, кото-, рый он оправдал тысячу раз после Октябрь ской революции» (24, 392). Общение с Лениным помогло Горькому увидеть то благотворное влияние, какое оказала Октябрьская революция на нрав ственно-психологический облик русского на рода. Даже в моменты сильных политиче ских заблуждений Горький как событие ог ромной важности отмечает: «теперь русский народ весь участвует в создании своей исто рии», в нем «зреют новые силы»1. В 1920 г., когда вопрос — своевременна ли революция, смогут ли большевики удер жать власть, победят ли они анархию — был по существу решен уже самой жизнью, писатель пришел к выводу, что только со ветская власть сможет повести русский на род к великому будущему. Впрочем, как заявил Алексей Максимович в письме 1 М. Г о р ь к и й . Несвоевременные мысли, стр. 58. 111.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2