Сибирские огни № 01 - 1970

это реакция на беззаконный деспотизм вла­ сти: «Атмосфера бесправия, в которой издревле привык жить народ, убеждает его в законности бесправия, в зоологической ■естественности анархизма»1. Ленин неоднократно указывал, что без непримиримой борьбы с анархией победа социалистической революции невозможна, что грозящая советской власти «стихия мел­ кобуржуазного разгильдяйства» «больше всего историей России и ее экономикой под­ готовлена» (36, 256). Но особенно сильно Владимир Ильич подчеркивал отрицатель­ ное влияние империалистической войны; 29 июня 1918 г! он писал: «Мыслима ли многолегняя война без одичания как войск, так и народных масс? Конечно, нет» (36, 475). Однако Ленин не считал это специфи­ чески русским явлением. 21 июня 1918 г. он говорил, что озверение «наблюдается во всех странах», что «пройдут годы, пока люди перестанут быть зверями и примут челове­ ческий вид» (36, 428). Заслуга Ленина н большевистской пар­ тии и заключалась в том, что они справи­ лись с труднейшей задачей — укротить анархию, темные инстинкты, пресечь само­ чинные действия, наносящие ущерб куль­ туре. Борясь с анархическими тенденциями в революции, стремясь усилить в ней созида­ тельную струю, Горький в это время поле­ мически заостряет свою старую мысль о том, что «россияне работать не любят и не умеют»2. Показательно, что когда Ленин еще в 1908 г., наблюдая за работой италь­ янских рыбаков на острове Капри, заметил, что наши работают бойчее, писатель не согласился с этим. В 1912 г. Горький при­ зывал «учиться работать именно на Западе, где умеют, любят работать»3. В 1920 г., вы­ ступая на заседании Петроградского Сове­ та, Горький говорил: «Я желал бы, чтобы ленца, распущенность, разгильдяйство, ко­ торое присуще русскому человеку вообще,— и вам в том числе,— чтобы это с вас смы­ лось, слезло» (24, 210). Недовольство писателя неумением рус­ ских культурно, высокопроизводительно работать имело известное основание. Обло­ мовщина, о которой говорил Горький в «Двух душах», не исчезла сразу после Ок­ тябрьской революции, так как Обломов, как говорил Ленин, «был не только помещик, а и крестьянин, и не только крестьянин, а и ин­ теллигент, и не только интеллигент, а и ра­ бочий и коммунист» (45, 13). В 1918 г. Ленин отмечал, что «русский человек — плохой работник по сравнению с передовыми нация­ ми» Но это не потому, что он таков от природы, что это некая национальная черта, а потому, что его таким воспитали царский режим «и живости остатков крепостного права» (36, 189). Чтобы добиться повыше­ ния производительности труда, по мысли ' М Г о р ь к и й . О русском крестьянстве. 1922, стр. 6. 1 «Новая жизнь», 1918, 16 марта. * «Современник», 1912, № II, стр. 62. Ленина, надо поднять образовательный и культурный уровень населения, повысить дисциплину трудящихся, лучше организо­ вать труд, наладить строжайший учет и контроль. А чтобы окончательно исчезла у нас обломовщина,— на это потребуется не­ мало времени и сил. В то же время Ленин не раз давал отпор тем, кто так или иначе чернил русский на­ род, кто вопил о его гибели. «Народ, сумев­ ший создать Советскую власть, не может погибнуть», во время революции он всему миру показал свою огромную жизнеспособ­ ность, силу и энергию. Примечательно, что, когда в статье «Владимир Ильич Ленин» Горький писал о русском народе как о «загнившем в духоте монархии, бездеятель­ ном и безвольном, лишенном веры в себя», Ленин пометками на полях статьи выразил свое несогласие с такой характеристикой русской нации. В марте 1918 г. он говорил: «...мы не только слабый и не только отста­ лый народ, мы тот народ, который сумел,— не благодаря особым заслугам или истори­ ческим предначертаниям, а благодаря осо­ бому сцеплению исторических обстоя­ тельств,— сумел взять на себя честь под­ нять знамя международной социалистиче­ ской революции» (36, 109). В октябре 1918 г., подчеркивая интернационалистскую сущность рабочего класса России, Владимир Ильич выражал глубокую уверенность в том, что «русский рабочий умеет гораздо более энергично работать, гораздо более самоотверженно бороться и умирать, когда дело идет не об одной только рус­ ской, но и о международной рабочей рево­ люции» (37, 99). Сходную точку зрения высказывал и Горький в письме к Ленину в январе 1919 г., утверждая, что «российский пролетариат... понимает интернационализм гораздо шире», чем культурные люди Запа­ да (29, 388). Впоследствии, в двадцатые годы, Алексей Максимович вспомнит мысль Каутского о том, что «русский рабочий — идеалист», и скажет: «Да, у него идеализм особого типа, который не свойственен рабо­ чему Запада— социальный идеализм, кото-, рый он оправдал тысячу раз после Октябрь­ ской революции» (24, 392). Общение с Лениным помогло Горькому увидеть то благотворное влияние, какое оказала Октябрьская революция на нрав­ ственно-психологический облик русского на­ рода. Даже в моменты сильных политиче­ ских заблуждений Горький как событие ог­ ромной важности отмечает: «теперь русский народ весь участвует в создании своей исто­ рии», в нем «зреют новые силы»1. В 1920 г., когда вопрос — своевременна ли революция, смогут ли большевики удер­ жать власть, победят ли они анархию — был по существу решен уже самой жизнью, писатель пришел к выводу, что только со­ ветская власть сможет повести русский на­ род к великому будущему. Впрочем, как заявил Алексей Максимович в письме 1 М. Г о р ь к и й . Несвоевременные мысли, стр. 58. 111.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2