Сибирские огни № 01 - 1970
ка, можно ли это считать только игрой, или правильнее отнести это к политическому шарлатанству?» (30, 350). Ленин считал, что «монгольское иго есть исторический факт, несомненно связанный с национальным воп росом» (там же),, но нельзя было вырывать этот факт из сложной совокупности условий жизни народа на протяжении всей его исто рии. В русском характере отражается и многовековая борьба народа за государст венную независимость и социальную сво боду, и особенности климата и природы на шей страны, и социально-экономическое, фи лософское и эстетическое влияние других наций. Нельзя было преувеличивать воз действия на русскую душу очень далекого по времени монгольского ига и затушевы вать влияние недавней революции 1905 г., после которой, как уверенно заявлял Горь кий в 1906 г., русские потащат «мир вперед» и которая, по его же утверждению в письме М. Г. Сивачеву в конце 1905 г., «поставила русского рабочего впереди европейских то варищей по пути к социальной борьбе». Нельзя было объяснять некоторую пас сивность русских в период реакции, что бы ло свойственно и другим нациям в столь тя желые времена, только воздействием «вос точного элемента». Ленин писал, что во вре мя революции 1905 г. широким массам рус ского народа и, в частности, рабочим и крестьянам в военной форме не хватало вы держки, решительности, они «вспыхивали довольно легко», но страдали болезнью до верчивости, были «слишком наивны, слиш ком мирно, слишком благодушно настроены» (30, 319). Присущую им мягкотелость Ленин в статье «Лев Толстой и его эпоха» отно сил за счет историко-экономических усло вий. Кроме того, такое поведение солдат во время революционной ситуации он связывал с тем, что у них не было должного поли тического кругозора, «отсутствовало ясное осознание задачи» (30, 318). А это зависело и от недостаточной пропагандистской ра боты большевиков в армии: «не хватало организации революционных социал-демо кратических рабочих в военных мундирах» (30, 319). В первую русскую революцию широкие массы народа прошли великолепную школу политического воспитания. В «Докладе о ре волюции 1905 года» (январь 1917 г.) Ленин подчеркивал: «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, выко вывает его волю» (30, 314). Благодаря 1905 г., как писал Ленин, «новый дух повеял во всей массе русского народа» (30, 313), этот год превратил «патриархальную Россию в Россию революционного пролетариата и революционного народа» (30, 311), выкорче вал вековые предрассудки, пробудил «к по литической жизни и к политической борьбе миллионы рабочих и десятки миллионов крестьян» (31, 12). Ленин считал, что в ре зультате «живых традиций пятого года» русский пролетариат стал самым революци онным в мире, что сам исторический ход; выдвигает Россию в центр мировой револю ционной борьбы. Очень важное значение Ленин придавал политическому пробуждению крестянства и считал это поворотным для истории фак том. По его убеждению, это может понять лишь тот, кто отлично представляет, «что крестьянство в России только в 1861 году освободилось от самой тягостной крепостной зависимости, что крестьяне в своем боль шинстве неграмотны, живут в неописуемой нужде, подавленные помещиками, одурма ненные попами, изолированные друг от дру га громадными расстояниями и почти пол ным бездорожьем» (30, 315). Ленин отмечал, что под влиянием революционных событий 1905 г. «в русской деревне появился новый тип — сознательный молодой крестьянин. Он общался с «забастовщиками», он читал газеты... он разъяснял деревенским товари щам значение политических требований, он призывал их к борьбе против крупных земле- владельцев-дворян, против попов и чиновни ков» (30, 316). К слову сказать, именно та кой тип молодого крестьянина и был изо бражен Горьким в повести «Лето». Ленин использовал историко-сравнитель ный принцип анализа при изучении полити ческих и нравственно-психологических ка честв русского народа. Он брал разные исторические эпохи и прослеживал меру ре волюционной актйвности определенных клас сов. Говоря о позиции и роли армии в «Докладе о революции 1905 года», он св- .поставлял эту революцию с восстанием де кабристов, когда «руководство политическим движением принадлежало почти исключи тельно офицерам», когда «масса солдат, со стоявшая тогда еще из крепостных крестьян, держалась пассивно» (30, 318). Иное поло жение наблюдалось в 1905 г., когда рабочие и крестьяне в военной форме были душой восстания; теперь движение стало народным: «впервые в истории России оно захватило большинство эксплуатируемых» (30, 319). Определяющее методологическое значе ние для выяснения истинных путей к на учному изучению проблемы национального характера имеют известные мысли Ленина о явной несостоятельности очень распрост раненного «в области явлений обществен ных» приема выхватывания отдельных фак тов, игры в примеры: «Факты, если взять их в ц ел о м , в их с в я зи , не только «упрямая», но и безусловно доказательная вешь. Фак тики, если они берутся вне целого, вне свя зи, если они отрывочны и произвольны, являются именно только игрушкой или кое- чем еще похуже» (30, 350). Ленин требовал «брать не отдельные факты, а всю совокуп ность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, без единого исключения», требовал выяснять «объективную связь и взаимозависимость» исторических явлений (30, 350). Свою работу «Статистика и со циология» он решил начать со статистиче ских данных, которые давали необходимый научный фундамент для изучения нацио
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2