Сибирские огни № 01 - 1970
что 1905 г. был началом конца «восточной» неподвижности. Пессимизм и нигилизм, получившие рас пространение не только среди крестьян, бы ли порождением чудовищно тяжелых соци- льно-политических условий, реакцией на произвол и мракобесную политику царского правительства, ншилизм стал своеобраз ным ответом на ханжество и лживость освященных церковью и государством по литических, идеологических и нравственных устоев существующего строя. Прямую за висимость между распространением «ниги- ^лизма» в России и «истинно русской» обще ственной практикой господствующих клас сов хорошо раскрыл Ф Энгельс в письме А. Бебелю от 15 октября 1875 г. Слово «нигилизм» он взял в кавычки, видимо, оно означало для него не только то, что у рус ских вырабатывалось отрицательное отно шение к непреложным общественно-нрав ственным нормам жизни, но и то, что этот нигилизм перерастал у них в революцион ную теорию и практику. Вспышку пессимистических и нигилисти ческих настроений в России 1907—1911 гг. можно объяснить поражением первой рус ской революции и жестоким наступлением реакции. Либеральная интеллигенция, мел кобуржуазные слои растеряли свою рево люционность, впали в панику и пессимизм, проявляли нигилистическое отношение не только к официальной политике и этике, но и к идеям освободительного движения. Как писал Ленин, «Россия географичес ки, экономически и исторически относится не только к Европе, но и к Азии» (30, 326). Этот факт в статье Горького «Две души» (1915), вызвавшей острые споры в печати, использован для объяснения сложности русской психики Но противопоставление Запада и Востока приняло в ней абстракт ные, вневременные и внесоциальные фор мы. Горький утверждал, что Восток «являет ся областью преобладания начал эмоцио нальных, чувственных, над началом интел лекта, разума; он предпочитает исследова нию— умозаключение, научной гипотезе — метафизический догмат Европеец — вождь и хозяин мысли; человек Востока — раб и слуга своей фантазии»'. Писатель заявлял, что. в отличие ог Востока, для Европы ха рактерна резко выраженная активность жиз ни. По мысли Горького, многие беды рус ских вызваны биологическими причинами, влиянием «монгольской крови». Он писал:' «У нас, русских, две души: одна от кочев- ника-монгола, мечтателя, лентяя... а рядом с этой бессильной душой живет душа сла вянина, она может вспыхнуть красиво и ярко, но недолго горит, быстро угасая..,»2. Горький стоял на позициях интернацио нализма, постоянно выступал за дружбу между народами, боролся против империа листической бойни. Этой статьей он стремил-1 1 М. Г о р ь к и й. Две 1.915, №. 1 , стр. 123. ’ Там же, стр. 132,, души. «Легопись». ся нанести чувствительный удар по квасно му патриотизму и черносотенному шовиниз му. Страстный патриот, он отвергал пассив ную любовь, для него любить народ — зна чит, бороться со всем тем, что «искажает душу, препятствует свободному росту и рас цвету личности, понижает дееспособность» (29, 192). По Горькому, любить Русь — зна чит, «будить в ней энергию», прививать ей «ощущение радости бытия... сознание ее красоты, силы, чувства собственного досто инства» (29, 192). В 1914 г. Ленин вспомнил слова Н. Чернышевского — «жалкая нация, нация рабов, сверху донизу — все рабы» — и пи сал: «Это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей вследствие от сутствия революционности в массах вели корусского населения» (26, 107). И критика Горьким русской души была обусловлена тем, что он всем сердцем желал, чтобы народ проявил больше революционной активности и стойкости в борьбе за свободу. Но эта критика основывалась на методологически неверных посылках -—и дело здесь не только в пресловутых «двух душах», но и в отходе писателя от своего основополагающего идейно-творческого принципа — выявлять в жизни новое. Принцип же этот требовал от ветить на вопрос: усиливается или ослабе вает активное начало в русском народе? После революции 1905 г. нельзя уже было безоговорочно вставать на позиции Н Чер нышевского, ибо русский народ изменился в результате участия в освободительном дви жении. В 60-е годы в нем не было револю ционности. «Теперь ее мало,— писал Ленин в статье «О национальной гордости велико россов» (1914 г.),— но она уже есть. Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала револю ционный класс, тоже доказала, что она спо собна дать человечеству великие образ'цы борьбы за свободу и за социализм» (26. 107). Отдавшись во власть полемической критики, Горький как бы забывал о том, что сам же писал до этого о русских. Так, еще в 1911 г. он констатировал: в русском народе рож дается «идея активного отношения кжизни», непосредственно из самой массы его возни кает к жизни новый человек — «бодрый ду хом, полный горячей жажды приобщиться к культуре, вылечившийся от фатализма и пессимизма, а потому .дееспособный» (24 127). В незаконченной работе «Статистика и социология» (январь 1917 г.) Ленин отме чал, что «чаще всего и больше всего недостат ком рассуждений» о национальных особен ностях «является отсутствие исторической точки зрения и конкретности» (30, 349) Та кой недостаток был заметен и в статье «Две души». Думается, что в известной мере и к Горькому относятся следующие слова Ленина: «Когда писатель, бывший в преж ние времена серьезным и желающий, чтобы его считали таковым, берет факт монголь ского ига и выставляет его как пример в по яснение некоторых событий в Европе XX ве
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2