Сибирские огни № 01 - 1970
сильнее и сильнее с каждой новой верстой железных дорог, с каждым шагом вперед торговли, промышленности, капитализма в городе и в деревне, факторы, умножающие, укрепляющие, закаляющие и сплачивающие пролетариат, помогающие ему идти не за обывателем, не шататься подобно меща нам, не отрекаться трусливо от подполья» (25, 12—13). Идейный и нравственно-психологический рост рабочих заметил и Горький, когда воз вратился на родину. В июне 1914 г. он пи сал Г. В. Плеханову: «Резко и очень к луч шему изменился 1 ип рабочего, с каким на пряжением учатся люди, как стойко выно сят «неудобства» русской жизни» (29, 323). Через год Горький снова отметил, что «очень хороших людей воспитал питерский пролетариат» (29, 337). Сама жизнь под твердила наблюдения Ленина, которыми он так щедро делился с Горьким. Ленин критиковал Горького за попытку «согнуться до точки зрения общедемокра тической вместо точки зрения пролетар ской», не жалел времени и сил, чтобы по мочь писателю быстрее встать на правиль ные позиции. В 1908—1913 гг. в ряде писем к Горькому Ленин показал несостоятель ность методологии, которая порывает с конкретно-историческим, классовым подхо дом и основывается на интуитивно-эмоцио нальных, «суммарных» оценках нравствен но-психологических свойств целого народа. Доказывая, что нельзя оперировать «общи ми, «побинзоновскими» понятиями вообще», а надо-г «определенными к л а сса м и опре деленной исторической эпохи» (48, 232), Ленин решительно не согласился с Горьким, когда тот стал объснять раскол и борьбу в партии воздействием отрицательных свойств русского характера (нигилизмом и сла вянским анархизмом). Говоря о внутрипар тийной борьбе, о «сваре и драке кружков», Ленин в письме к писателю от 16/Х1 1909 г. проводит мысль о том, что в этом нет ничего чисто национального, что это присуще и Западной Европе В другом письме он заме чает. что «неславянские европейцы во вре мена вроде нашего дрались, ругались и раскалывались во сто раз почище!» (47, 221). Ленин подчеркивал, что приписыва емая Горьким всему русскому народу «хрупкость и жалостная шаткость» души есть принадлежность мешан, и не только русских. Он писал: «Вы изволили очень верно сказать про д у ш у — только не «рус скую» надо бы говорить, а м ещ а н с к у ю , ибо еврейская, итальянская, английская — в с е о д и н черт, везде паршивое мещанство оди наково гнусно» (48, 227—228). Как недоста ток статьи Горького «Еще о «карамазов щине», Ленин отмечал ю что в ней не было « я сн о го различения м ещ ан (хрупких, жалобно шатких, усталых, отчаявшихся, самосозерцающих, богосозерцающих, бого строительских, богопотакающих, само- оплевывающихся, бест олково-анархист ич- н ы х ...)»— и «пролетариев (умеющих быть бодрыми не на словах, умеющих различать «Науку й общественность» б урж уа зи и oí своей, демократию буржуазную от проле-' тарской)» (48, 228). При решении конкретных политических задач Ленин не сбрасывал со счета специ фических черт того или иного народа. Он соглашался с. Горьким в том, что национа лизмом надо «заняться посурьезнее» (48,- 162), что Толстому «ни «пассивизма», нй анархизма, ни народничества, ни религии спускать нельзя» (48, 12). Но Ленин посто янно боролся с тенденцией преувеличивать значение национальных,, особенностей, зату шевывать ими суть классовой борьбы, как это порой случалось у Горького. Неправильные высказывания о русской душе у писателя появлялись в такое вре мя, когда он отходил от Ленина и АёАа.4 политические ошибки. В Н)05 г. Горький, солидарный в основном, в главном с боль шевиками, не соглашался с тем, что «пас сивная философия свойственна всему рус скому народу, а не есть только отрыжка крепостного права» (28, 358). а в годы реакции он не раз допускал колебания в философских и политических вопросах и склонен был воспринять чуть ли не как истину, что «пассивизм — национальная бо лезнь русских, их большое несчастье? (29, 124). Признавая, что русские могут выявлять невиданную энергию, беззаветный героизм во время сильных исторических по трясений, он неоднократно утверждал, что они пассивны в повседневной жизни, «не способны к продолжительному и устойчиво му напряжению» (29, 192). Было бы неверно полностью отрицать влияние этой болезни, как и нигилизма, фатализма, мистицизма и пессимизма, на русскую жизнь. Ленин в статьях о Толстом указывал на наличие у миллионов русских крестьян и социальной пассивности — «от- чужденья от политики», «непротивления злу», и «мистицизма, желания уйти от ми ра», «апелляции к духу», и пессимизма. Он подчеркивал, что все это неизбежно про является в такую эпоху, когда весь старый строй «переворотился» и когда масса, вос питанная в этом старом строе, с молоком матери впитавшая р себе начала, привычки, традиции, верования эюго строя, не видйт и не может видеть, каков «укладывающий ся» новый строй, какие общественные силы и как именно его «укладывают», какие об щественные силы способны принести из бавление от неисчислимых, особенно острых бедствий, свойственных эпохам «ломки» (20, 102). Ленин писал, что толстовство в его реальном историческом содержании «является идеологией восточного строя, азиатского строя» и что отсюда «и аске тизм, и непротивление злу насилием, и глу бокие нотки пессимизма, и убеждение, что «все— ничто, все — материальное ничто» (там же). Ленин отмьчал, что страстная критика Л. Толстым всех современных цер ковных, общественных, экономических по рядков, основанных на порабощении масс, отражает перелом во взглядах крестьян.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2