Сибирские огни № 01 - 1970
в таком мощном, ослепительном свете та ланта. Никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, ни кто не творил столь дивных красот при та ких неописуемо тяжких условиях...» (24, 64) . В то же время в 1908—1922 гг. Горький высказал немало противоречивых и ошибоч ных суждений о русском народе. Он порой утрачивал правильное гснимание тех при чин, которые вызывали к жизни некоторые отрицательные проявления русского харак тера. На первый план у него проступало нравственно-психологическое в ущерб со циально-классовому. Это объяснялось и чрезвычайно сложной общественно-полити ческой обстановкой в России тех лет, и образом жизни и личностью самого писа теля. Алексей Максимович воспринимал действительность очень эмоционально и не редко «эмпирически», некоторые отрица тельные факты из русской жизни неправо мерно выдвигались в его сознании на пер вый план, значение их преувеличивалось, в результате чего искажались перспективы освободительного движения. Надо учитывать и присутствие «публици стического момента» в суждениях Горького о русском народе — сознательного сгущения «мрачных красок с целью вызвать у чита теля «гуманитарный эффект» (30, 188). Ко гда писатель говорит, что русские «предрас положены к созерцанию, ленивы и бездея тельны», то здесь мы как раз сталкиваемся с таким «публицистическим моментом», смысл которого в прямом призыве к дей ствию, к борьбе: «Со всем этим в русской душе йадо бороться упорно, постоянно, не покладая рук» (29, 175). Горький писал о недостатках русского характера и беспощадно обличал мерзости русской жизни поГому, что верил: «русский человек все-таки настолько еще здоров и молод ду шою, что преодолевает и преодолеет их» (13, 185). Полагая, что основной «русский недуг — пассивность» (а ведь «мир держится деяни ем»), Горький считал первейшей необхо димостью «вести с этой болезнью неустан ную, непримиримую борьбу» (29, 142). В самый разгар революционных событий 1905 г. он упрекал русскую литературу в том, что она — «сплошной гимн терпению русского человека» и что ее роскошное зер кало «почему-то не отразило вспышек на родного гнева — ясных признаков его стрем ления к свободе» (23, 347—348). Эти упре ки отразили страстное желание писателя усилить в русской литературе струю, воз буждающую у читателей мысль о необходи мости скорейшего революционного преобра зования действительности. Даже к богоискательским и богостро ительским идеям Горький обратился пото му, что думал направить их на усиление активного отношения к социальным про блемам жизни, на обуздание зоологическо го индивидуализма. Однако В. И. Ленин в письме к писателю (декабрь 1913 г.) до казал, что идея бога «всегда усыпляла «социальные чувства», всегда была «идеен рабства»1. Показательно и отношение Горького к борьбе Ленина с богдановской группой. Пи сатель неправильно понял политические и философские позиции Ленина, полагая, что- он проповедует исторический фатализм, а богдановцы — философию активности. Ос трая политическая борьба между разными лагерями русской революционной эмиграции сыграла определенную роль в воззрениях Горького: ему казалось что такая борьба вырождается в склоку, вносит деморализа цию в освободительное движение и что' это идет просто от безалаберной «широко сти» русского человека. Ленину приходи лось не раз доказывать необходимость глу боко принципиальной, принимающей порой болезненные формы, идейной, политичес кой и философской борьбы. Искренне забо тясь о судьбе знаменитого пролетарского писателя, принесшего революционному де лу неоценимую пользу, Ленин использовал все, чтобы вселить в него бодрость, выра жал уверенность, что Горький не придет «к отчаянию в рабочем движении в социал- демократии» (47, 220). Ленин помогал ему разобраться в сложнейшей политической обстановке, раскрывал перспективы в раз витии революционного движения, доказы вал, что «рабочие-русаки» «вывезут социал- демократою на верный путь во что бы то ни стало и что бы ни произошло» (47, 219). В 1914 г. в № 1 журнала «Русское бо гатство» появилась статья писателя-народ- ника С. Елпатьевского «Жизнь идет», в ко торой говорилось о настроениях разных классов русского общества и отмечалось, что организованным рабочим «не приходит ся идти ощупью в своих умозаключениях,—> там все ясно и всем видно», «гам не толь ко желания и ожидания, но и требования, подкрепляемые волевыми импульсами,— не стихийными вспышками, а систематизиро ванными и достаточно выработанными ме тодами». Процитировав эти слова в своем отзыве на статью, Леьин спрашивал: «По чему это в один из наиболее смутных и тя желых периодов русской истории, в пяти летье 1908—1913 годов, из всех, классов русского народа «ощупью» не идет только пролетариат? почему это только у него ока залось «все ясно и всем видно»? почему он выходит из величайшего идейного распада, программного и тактического и организа ционного, и всяческого развала и шата ния — и у либералов, и у народников, и у интеллигентских «тоже марксистов» — с «мнениями довольно точно установленными», с «методами систематизированными и доста точно выработанными»? (25, 12). Ответ на эти вопросы Ленин видит не толькб в воз действии революционного подполья, но и подчеркивает «глубочайшие социальные причины», говорит об экономических усло виях: «есть факторы, действующие все 1 В. И. Л е н и н . Поли. собр. соч., т. 48, стр. 232. В дальнейшем тем и страницы на этот» собрания указываются в тексте.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2