Сибирские огни № 01 - 1970
К Р М Т Ш К Л А. ОГНЕВ В. И. Ленин и А. М. Горький о русском национальном характере Тема «В. И. Ленин и А. М. Горький» привлекала к себе внимание многих исследо вателей. Однако тема эта очень многогран на, здесь еще есть актуальные и недоста точно изученные аспекты. К ним относятся суждения Ленина и Горького о русском национальном характере, представляющие несомненный интерес и для современной литературы. И не только своими конкрет ными оценками «русской души», но и самим подходом к ее изучению. Ленин и Горький, как известно, были союзниками по революционной борьбе, стре мились к осуществлению одних и тех же идеалов, их связывали и глубокое уваже ние друг к другу и личная дружба. Одна ко в решении ряда философско политичес ких вопросов и в оценке некоторых обще ственных событии у них бывали значи тельные расхождения. Длительные и неред ко острые дискуссии возникали у них и в связи с проблемой «русской души», которая для Горького была самой грудной «загад кой», сильно терзавшей его многие годы. Воспринятые Горьким идеи социалисти ческого преобразования общества обостри ли у него интерес к проблеме народа. Ес ли «не бог, не царь и не герой», а только революционная борьба широких масс тру дящихся может принести подлинную свобо ду, то важно было понять, насколько же народ готов к этой борьбе, насколько те или иные его национальные черты способ ствуют или мешают ей. Во время революции 1905 г. и последо вавшей после нее реакции Горький не раз в своих письмах, статьях и художествен ных произведениях высоко отзывался о своем народе, о его творческих силах, о его способности построить новую демократи ческую Россию, которая сможет внести до стойный вклад в развитие мировой истории И культуры. Он подчеркивал историческую молодость русского народа, его исключи тельную талантливость, огромные жизненные силы, трудоспособность, мягкость и доброду шие, неукротимое стремление к свободе и социальной справедливости. В сознании Го рького русский народ был могучим исполи ном, поднявшимся на борьбу, чтобы сбро сить с себя оковы рабства и эксплуатации и обеспечить себе свободную жизнь, полно раскрыть свои созидательные возможности. В частности, Алексею Максимовичу каза лись характерными для всего нашего наро да удивительные творческие достижения Ф. И. Шаляпина. Для писателя он был на глядным символом великих сил, мощи, та ланта русского народа, «ослепительно ярким и радостным криком на весь мир: вот она — Русь, вот каков ее народ — дорогу ему, свободу ему!»1. Основой веры в великое будущее рус ского народа для Горького служили преж де всего славное прошлое России и вызыва ющая восхищение личность русского рево люционера, которого он называл феноме ном, заявляя, чго не знает равного ему «по красоте духовной, по силе любви к ми ру». Эту веру подкреплял и получивший столь же восторженную оценку у Горького русский писатель — «лицо почти героичес кое, изумительной искренности и великой любви сосуд живой». Созданная такими писателями великая литература подтвер ждала талантливость русского народа, вы делялась своими общечеловеческими ценно стями, глубочайшим гуманизмом. В 1909 г. Горький писал: «В истории развития лите ратуры европейской наша юная литерату ра представляет собою феномен изумитель ный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возника ла к жизни с такою силою и быстротою, 1 М Г о р ь к и й . Собр. соч. в 30 томах, т. 29, стр. 187. В дальнейшем том и страницы из этого издания указываются в тексте. 11 Сибирские огни Л"? 1 161
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2