Сибирские огни № 01 - 1970
москвичами и «провинциалами». По сегод няшней социологической терминологии это не что иное, как состав основной аудито рии печатного органа Это га читающая публика, к которой обращается политиче ское издание. Ленин установил безусловное предпоч тение, которое пев« юду отдают «Правде» читатели-рабочие Здесь же он обнаружил, что степень влияния «Правды» в столицах и провинции оказалась различной Если 86 процентов рабочих групп поддерживали «Правду» в Петербурге и 83 процента в Москве, то в провинции большинство обес печено было лишь 68 процентами Отсюда Ленин и сделал свой вывод о болезни лик видаторства в провинции, о необходимо сти лечить эту болезнь—«усерднее кормить больных рабочих марксистской литерату рой,— заботливее и популярнее разъяснять историю и тактику партии...» (т. 25, стр. 234). Требование «популярности» выдвинуто, конечно, не случайно. Ленин четко разли чал рабочих-читателей по степени их под готовленности, активности, сознательности. Поэтому, предлагая «налечь изо всех сил «на провинцию», он указывал и на особен ности провинциальной аудитории газеты, на более слабую подготовку этой аудито рии, на необходимость проще, доходчивее разъяснять рабочим провинции идеи пар тии и ее тактику. Сам Владимир Ильич в своих печатных и устных выступлениях всегда учитывал, к кому именно он обра щался. ” Такого знания аудитории Ленин требовал и от сотрудников «Правды». Ленинские исследования показали, что «Правда» получила поддержку не только большинства, но и наиболее сознательных, наиболее развитых рабочих. Задача состоя ла в том, чтобы с их помощью дать до стойный отпор ликвидаторам и усилить свое влияние в тех местах, где еще сильны очаги ликвидаторы ва, иначе говоря, рас ширить свою аудиторию. Как видим, ленинское изучение рабочей печати, хотя и явилось составной частью более широкого политико-социологического исследования рабочего движения, в то же время имело, и имеет доныне большое зна чение для практической работы партийной прессы. Ленин отмечал, что данные об источ нике сборов указывают на классовое поло жение читателей — покупателей газеты, что, в свою очередь, «направление газет ьгволей- неволей «приспособляется» к наиболее «влиятельному»' слою газетной аудитории» (■г. 25, стр. 232—233) Слова «приспособляется» и «влиятель ному» не случайно взяты В кавычки. Изве стно, что Владимир Ильич требовал от пар тийных публицистов, литераторов не подла живаться под отсталых читателей, а, на против, стараться помочь им подняться на новую ступеньку развития, помочь их ор ганизации. Еще в начале своей революционной дея тельности, за год до выхода первого номе ра «Искры». В И Ленин в статье «Попят ное направление русской социал-демокра тии» отмечал, что подлинно марксистская газета должна стоять «на уровне передо вых рабочих; она не только не должна ис кусственно понижать своего уровня, а, на против постоянно поднимать его...» (т. 4, стр. 269). В этом смысле «приспосабливаться» — значит, хорошо понимать, знать состав и интересы аудитории. В. И. Ленин подчер кивал, что рабочая газета не может суще ствовать, если она будет с пренебрежени ем относиться к тому что интересует ра бочих • Ленин предложил работникам партийной печати ориентироваться, прежде всего, на три слоя или на три типа рабочих-читателей. Исходя из русской действительности и степени развития революционного движе ния того времени, В И Ленин отнёс к пер вому типу численно небольшой слой «рабо- чих-передовиков» Это люди, которые, «не смотря на отупляющую каторжную работу на фабрике,— находят р себе столько ха рактера и силы воли, чтобы учиться, учить ся и учиться и вырабатывать из себя соз нательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию» (т 4, стр. 269). Ориентируя будущую газету на таких сознательных бойцов рабочего движения, Ленин считал необходимым приложить все усилия к тому, чтобы ряды их росли, что бы их высокие умственные запросы вполне удовлетворялись, чтобы из их среды вы ходили партийные руководители Ко второму типу Ленин относил слои «средних» рабочих. Они «жадно стремятся к социализму, участвуют в рабочих круж ках, читают социалистические газеты и кни ги, участвуют в агитации но еще не могут стать вполне самостоятельными руководи телями рабочего движения Такие рабочие, возможно, и не поймут некоторых статей, некоторых сложных теоретических вопро сов, но из этого не следует, что газета дол жна «понизиться к уровню массы своих читателей». К третьему типу читателей отнесена ши рокая масса низших слоев пролетариата, которые сочувствуют революционной борь бе уже в силу Своего положения, но их со знание еше не пробуждено для организо ванных действий. Марксистская агитация и пропаганда должна, по мысли Владимира Ильича Ле нина, постоянно учитывать различия в уровне подготовки рабочих, исходить из их политической зрелости. Такая типология читателей стала новым и очень важным принципом научного изучения прессы Вме сте с тем она послужила практическим целям. После того как «Правда» получила под держку и распространение среди активных, сознательных рабочих, В И Ленин считал необходимым добиться еще большей орга низованности читателей по отдельным фаб
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2