Сибирские огни № 01 - 1970

москвичами и «провинциалами». По сегод­ няшней социологической терминологии это не что иное, как состав основной аудито­ рии печатного органа Это га читающая публика, к которой обращается политиче­ ское издание. Ленин установил безусловное предпоч­ тение, которое пев« юду отдают «Правде» читатели-рабочие Здесь же он обнаружил, что степень влияния «Правды» в столицах и провинции оказалась различной Если 86 процентов рабочих групп поддерживали «Правду» в Петербурге и 83 процента в Москве, то в провинции большинство обес­ печено было лишь 68 процентами Отсюда Ленин и сделал свой вывод о болезни лик­ видаторства в провинции, о необходимо­ сти лечить эту болезнь—«усерднее кормить больных рабочих марксистской литерату­ рой,— заботливее и популярнее разъяснять историю и тактику партии...» (т. 25, стр. 234). Требование «популярности» выдвинуто, конечно, не случайно. Ленин четко разли­ чал рабочих-читателей по степени их под­ готовленности, активности, сознательности. Поэтому, предлагая «налечь изо всех сил «на провинцию», он указывал и на особен­ ности провинциальной аудитории газеты, на более слабую подготовку этой аудито­ рии, на необходимость проще, доходчивее разъяснять рабочим провинции идеи пар­ тии и ее тактику. Сам Владимир Ильич в своих печатных и устных выступлениях всегда учитывал, к кому именно он обра­ щался. ” Такого знания аудитории Ленин требовал и от сотрудников «Правды». Ленинские исследования показали, что «Правда» получила поддержку не только большинства, но и наиболее сознательных, наиболее развитых рабочих. Задача состоя­ ла в том, чтобы с их помощью дать до­ стойный отпор ликвидаторам и усилить свое влияние в тех местах, где еще сильны очаги ликвидаторы ва, иначе говоря, рас­ ширить свою аудиторию. Как видим, ленинское изучение рабочей печати, хотя и явилось составной частью более широкого политико-социологического исследования рабочего движения, в то же время имело, и имеет доныне большое зна­ чение для практической работы партийной прессы. Ленин отмечал, что данные об источ­ нике сборов указывают на классовое поло­ жение читателей — покупателей газеты, что, в свою очередь, «направление газет ьгволей- неволей «приспособляется» к наиболее «влиятельному»' слою газетной аудитории» (■г. 25, стр. 232—233) Слова «приспособляется» и «влиятель­ ному» не случайно взяты В кавычки. Изве­ стно, что Владимир Ильич требовал от пар­ тийных публицистов, литераторов не подла­ живаться под отсталых читателей, а, на­ против, стараться помочь им подняться на новую ступеньку развития, помочь их ор­ ганизации. Еще в начале своей революционной дея­ тельности, за год до выхода первого номе­ ра «Искры». В И Ленин в статье «Попят­ ное направление русской социал-демокра­ тии» отмечал, что подлинно марксистская газета должна стоять «на уровне передо­ вых рабочих; она не только не должна ис­ кусственно понижать своего уровня, а, на­ против постоянно поднимать его...» (т. 4, стр. 269). В этом смысле «приспосабливаться» — значит, хорошо понимать, знать состав и интересы аудитории. В. И. Ленин подчер­ кивал, что рабочая газета не может суще­ ствовать, если она будет с пренебрежени­ ем относиться к тому что интересует ра­ бочих • Ленин предложил работникам партийной печати ориентироваться, прежде всего, на три слоя или на три типа рабочих-читателей. Исходя из русской действительности и степени развития революционного движе­ ния того времени, В И Ленин отнёс к пер­ вому типу численно небольшой слой «рабо- чих-передовиков» Это люди, которые, «не­ смотря на отупляющую каторжную работу на фабрике,— находят р себе столько ха­ рактера и силы воли, чтобы учиться, учить­ ся и учиться и вырабатывать из себя соз­ нательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию» (т 4, стр. 269). Ориентируя будущую газету на таких сознательных бойцов рабочего движения, Ленин считал необходимым приложить все усилия к тому, чтобы ряды их росли, что­ бы их высокие умственные запросы вполне удовлетворялись, чтобы из их среды вы­ ходили партийные руководители Ко второму типу Ленин относил слои «средних» рабочих. Они «жадно стремятся к социализму, участвуют в рабочих круж­ ках, читают социалистические газеты и кни­ ги, участвуют в агитации но еще не могут стать вполне самостоятельными руководи­ телями рабочего движения Такие рабочие, возможно, и не поймут некоторых статей, некоторых сложных теоретических вопро­ сов, но из этого не следует, что газета дол­ жна «понизиться к уровню массы своих читателей». К третьему типу читателей отнесена ши­ рокая масса низших слоев пролетариата, которые сочувствуют революционной борь­ бе уже в силу Своего положения, но их со­ знание еше не пробуждено для организо­ ванных действий. Марксистская агитация и пропаганда должна, по мысли Владимира Ильича Ле­ нина, постоянно учитывать различия в уровне подготовки рабочих, исходить из их политической зрелости. Такая типология читателей стала новым и очень важным принципом научного изучения прессы Вме­ сте с тем она послужила практическим целям. После того как «Правда» получила под­ держку и распространение среди активных, сознательных рабочих, В И Ленин считал необходимым добиться еще большей орга­ низованности читателей по отдельным фаб

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2