Сибирские огни № 12 - 1969

Сидите, Катенька, и ни о чем не думайте, он заснет, Маришка заснет — и он заснет»...) И Катенька сидела, по-простецки поджав ноги — туфли валялись на полу. Увидав Липу, она •заворочалась, будто устраиваясь удобнее, и покраснела Ты знаешь, Липочка,— сказала Анна Юрьевна светским развле­ кательным голосом,— Екатерина Агабековна рассказывала сейчас, как встретилась в обкоме с Александром Андреевичем,—ее попросили участвовать в обсуждении институтских многотиражек. Ах, это все неинтересно,— возразили сердито с дивана. «Да, Агабековна! Но отчего же .Агабековна?» —деревянно улы­ баясь, Липа, сидя в кресле, безотрывно разглядывала женщину. Та за­ ворочалась сильнее, спустила на пол большие длинные ноги, нашарила ими туфли. «Чудачка. А мне-то что? Делайте, что хотите»,—Липа чув­ ствовала, что смотреть дольше неприлично, и все же смотрела. Чем-то далеким и диким повеяло на нее от той сцены на лестнице, когда уви­ дала бегущего с этой женщиной Сашу, а главное — его лицо шальное мальчишеское... — Ну, ну, продолжайте,— опять подтолкнула Анна Юрьевна.— Ли­ почка — ничего, потерпит. Так вот, а мне важно, улыбнется ли он встречному ребенку, пойдет ли за кого-то просить, вступится ли за правое, не струсит ли и захочет ли — мне очень важен человек в нем. («Уж не про Сашу ли?» — подумалось Липочке, но слишком напряженно слушала Анна Юрьев­ на). Мастер и человек неразрывны, и никакие его заслуги для меня ничто, если он не берет на себя этого бремени: человечности. Что труд­ нее всего людям? ЛСить под флагом требований к себе, не соглашаться на малое, не подмигивать своей совести, не загораживать достойными делами некрасивые. И литерагура предъявляет к человеку высший счет. Прежде всего: что за человек? А Сатаров ваш спрашивает с себя? Не только по мастерству. Или нет? Он, может быть, почил на лаврах и доволен?.. — Я как раз думаю об этом! — воскликнула Анна Юрьевна.— Че­ го он бежит? .И что он должен взвалить на свои плечи? — Ну вот, конечно! Пускай его правда есть извлечение из огром­ ного опыта, итог нечеловеческой работы над словом, но разве он толь­ ко в этом? Понимаете, главное ведь — не то, каким тебя принимают, какой ты уже есть, а то, что ищут в тебе, то есть...— взаимное общение. Ведь это важнее всего, верно? А уж тут литература — поводырь, и если она перестанет открывать в человеке то, что он в себе не видит, то есть перестанет предъявлять счет человеку, она умрет. Человеку нужна ли­ тература для того, чтобы открывать, раскапывать себя! Переделывать,— Лицо Кати, оживленное, одухотворенное мыслью, так изменилось, что Липа опять не могла оторваться от него. Но тихонько вошла Лада. — Ну, что там? — тотчас спросила Катя. — Спят. Алешка ваш — прелесть. Подложил вот так обе ладошки под щеку, подите, посмотрите. — Да ну его, я каждый день вижу,—засмеялась Катя. — А я посмотрю, можно? — поднялась Липа. Она вошла за Ладой в теплую темноту детской и тотчас отыскала глазами на большой Ладиной постели спящего мальчика. Обыкновен­ ный курчавый русый мальчик лет восьми, с ярким, точно врезанным ру­ мянцем на беленьком личике, совсем не похожий на Екатерину Агабе- ковну. Столько безмятежности и доверчивости было в его вскинутом

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2