Сибирские огни № 12 - 1969

Вопросы посыпались: — Можно ли определить эстетическое как единство физического, •социального и психологического? — это вдумчивым голосом спросила Искра. — Можно ли определить красоту как высшую целесообразность? — мучился кто-то из самых молодых. — Следует ли различать специальность и образование?. Может быть, надо разграничить? Рыбак старался изо всех сил: — Конечно, мы берем не все черты, а главное, что определяет пси­ хологическое и социальное. Когда говорим о чувствах, говорим о пси­ хологической деятельности человека. Чувства переходят в социальные при очеловечивании труда. Сергей Николаевич вздохнул. Видимо, большего от Рыбака и не добиться. Вроде бы правильно и анекдотически плоско... Прежде Искра любцла не только показать это другим, но незаметно для Рыбака еще и высмеять его. Теперь она даже не выступала, а только шепталась о чем-то со Славой Калашниковым, а лицо ее, уверенное, победно краси­ вое, знало что-то свое. Калашников сидел порозовевший, откинувшись к стенке, и смотрел на Ибкру неподвижными, но несколько отрешенны­ ми, ставшими почти красивыми глазами. Все-таки пушистая темная бо­ родка на слишком молодом лице выглядела точно приклеенная или надетая на время — например, для того, чтобы выглядеть наравне с этой женщиной. «Мальчишка сопливый!» — раздраженно подумал Сер­ гей Николаевич. И больше ни разу не оглянулся. Но раздражение ме­ шало ему оценивать, что же происходило дальше. А дальше все происходило нескладно. Выскакивали какие-то юн­ цы и, стараясь запутать лектора, запутывались сами, и Сергей Николае­ вич злился и с сочувствием смотрел на Рыбака. Припомнил, что его сын Андрюша, кончивший пятый курс машиностроительного, ежегодно, во время летних работ, выбирает для себя участок самый тяжелый и пишет оттуда матери полные юмора письма, с неизменной теплотой справляясь об отце примерно в таком, духе: «Как там наш йародничек?» Орлов, заведующий кафедрой начертательной геометрии, ухитрил­ ся заявить, что об эстетике рано еще говорить в институтских стенах, когда невозможно наладить дисциплину («Какая может быть речь о красоте?»), когда в уборных пишут на стенках непотребные стихи и наставления, когда пюпитры в актовом зале испещрены рисунками,— а ведь там двойной свет! Не говорить об эстетике, а собирать молодых преподавателей и вырабатывать методы. Предметы обсуждения смешались — вопросы методики и моменты эстетического воздействия. «Говорили насмешливо:.' о какой эстетике преподавания может идти речь, когда молодые преподаватели — а их большинство — недостаточно подготовлены и дисциплинированы — на заседание кафедры не дозовешься. Надо ставить вопрос о том, чтобы их учить! А методическая работа слаба —ах, как слаба. Вот и надо брать отлично отработанные лекции и на них учить. А что делать? Нет, рано говорить об эстетике. Молодые, запальчивые обвиняли старших — едва не дошло до обид: подавайте им Эстетику в чистом виде! Противники бросали друг другу в лицо свое возмущение, а стано­ вилось скучно. Сергей Николаевич грустно оглядывался. Трое возбужденно до- спаривали, остальные расходились с усмешкой — в общем, приняли участие в каком-то деле.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2