Сибирские огни № 12 - 1969

Все столы аудитории оказались заняты — однако эстетическое вос­ питание в процессе обучения занимало, судя по всему, в основном, пре­ подавателей молодых. Глаголев сидел вряд ли по обязанности: он страх как любил диспуты. Круглую голову Рыбака очерчивал седой ежик волос, галочкой врезающийся в лоб. Общая округлость усиливалась круглыми ушами, широким двойным подбородком и круглыми очками. Губы складыва­ лись такой же галочкой, как ежик, отчего зо всей полной фигуре появ­ лялось нечто симпатично-до„бродушное, даже наивно-доверчивое. К то­ му же галстук топорщился неумелым узлом, а объяснению Рыбак по­ могал руками, растопыривая пальцы на слушателей. Лектору предстояло обежать три спиральных кольца: эстетические начала в труде человека, эстетические моменты в процессе обучения и методические соображения. Главное упиралось в средства развития личности. А в эпоху станов­ ления советского государства, *в особенности сейчас, возникали огром­ ные возможности к развитию. Превращение труда в первую жизнен­ ную потребность оказалось немыслимым без превращения его в труд творческий. «Поэтому,— растопыривал пальцы на слушателей Рыбак,— труд прежде всего должен быть любимым, а отсюда рукой подать &о призвания и выбора профессии». Прием студента на первый курс не означал окончательного отбо­ ра-— видно, ректору надо принять к сведению,— хмыкнул про себя Сер­ гей Николаевич,— чтобы не кичился! Все они одогут стать строителями, актерами, медиками. Впрочем, не надо себя так настраивать — Рыбак явно говорил только о первом курсе и не имел в виду никакого подво­ ха. Ну, да, они могли еще отсеиваться даже со второго курса, да, но какое это отношение имеет к эстетике?.. А Рыбак уже перешел к со­ циальной, общественной значимости человека. Сергей Николаевич будто ненароком обвел взглядом слушателей. Искра за последним столом шепталась с Ростиславом Калашниковым. Она тотчас роймала взгляд Сергея Николаевича и сделала значитель­ ную мину, приглашая оценить весомость лекции. Он усмехнулся. Од­ нако ради чего она добивалась этого представления? Зачем понадоби­ лось уговаривать Рыбака выступить с такой лекцией? Сама бы она... Сергей Николаевич вообразил ее на кафедре — о, она заставила бы всех удивляться ее уму, логике, быстрым реакциям. — Вызываем ли мы преподнесением определенного материала эмо­ циональное, эстетическое переживание?— спрашивал Рыбак,— На­ сколько широко сумеем мы сделать студентов активными слушателями и вызываем ли мы радость узнавания, стремление к творчеству? Стал ли студент в связи с преподнесейием материала ступенькой выше? Мне вспоминается, я как-то читал у Филдинга... Другой раз он сказал — у Аристотеля, и поднял глаза к потолку, и оба раза одинаково проворно заглянул в бумажку. Поговорив еще о некотором философском оттенке, который непло­ хо бы придавать лекциям в институте, Рыбак пришел к заключению: — Думается, общее мнение должно быть таково: не допускать опаздывающих на лекции —воспитывать человека собранным. Хорошо бы, чтобы студент предварительно ознакомился с материалом... Те­ перь— вопрос эмоциональности лектора. Когда настоящий художник выразил волнение — это заражает. Слушатель и сам при то ^1 чувствует себя художником. Я посетил ряд занятий. Эмоциональны лекции Вла­ димира Семеновича. Но в помещениях тоже не все еще сделано! Есть аудитории хаотичные... У кого-нибудь будут вопросы?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2