Сибирские огни № 12 - 1969
Все столы аудитории оказались заняты — однако эстетическое вос питание в процессе обучения занимало, судя по всему, в основном, пре подавателей молодых. Глаголев сидел вряд ли по обязанности: он страх как любил диспуты. Круглую голову Рыбака очерчивал седой ежик волос, галочкой врезающийся в лоб. Общая округлость усиливалась круглыми ушами, широким двойным подбородком и круглыми очками. Губы складыва лись такой же галочкой, как ежик, отчего зо всей полной фигуре появ лялось нечто симпатично-до„бродушное, даже наивно-доверчивое. К то му же галстук топорщился неумелым узлом, а объяснению Рыбак по могал руками, растопыривая пальцы на слушателей. Лектору предстояло обежать три спиральных кольца: эстетические начала в труде человека, эстетические моменты в процессе обучения и методические соображения. Главное упиралось в средства развития личности. А в эпоху станов ления советского государства, *в особенности сейчас, возникали огром ные возможности к развитию. Превращение труда в первую жизнен ную потребность оказалось немыслимым без превращения его в труд творческий. «Поэтому,— растопыривал пальцы на слушателей Рыбак,— труд прежде всего должен быть любимым, а отсюда рукой подать &о призвания и выбора профессии». Прием студента на первый курс не означал окончательного отбо ра-— видно, ректору надо принять к сведению,— хмыкнул про себя Сер гей Николаевич,— чтобы не кичился! Все они одогут стать строителями, актерами, медиками. Впрочем, не надо себя так настраивать — Рыбак явно говорил только о первом курсе и не имел в виду никакого подво ха. Ну, да, они могли еще отсеиваться даже со второго курса, да, но какое это отношение имеет к эстетике?.. А Рыбак уже перешел к со циальной, общественной значимости человека. Сергей Николаевич будто ненароком обвел взглядом слушателей. Искра за последним столом шепталась с Ростиславом Калашниковым. Она тотчас роймала взгляд Сергея Николаевича и сделала значитель ную мину, приглашая оценить весомость лекции. Он усмехнулся. Од нако ради чего она добивалась этого представления? Зачем понадоби лось уговаривать Рыбака выступить с такой лекцией? Сама бы она... Сергей Николаевич вообразил ее на кафедре — о, она заставила бы всех удивляться ее уму, логике, быстрым реакциям. — Вызываем ли мы преподнесением определенного материала эмо циональное, эстетическое переживание?— спрашивал Рыбак,— На сколько широко сумеем мы сделать студентов активными слушателями и вызываем ли мы радость узнавания, стремление к творчеству? Стал ли студент в связи с преподнесейием материала ступенькой выше? Мне вспоминается, я как-то читал у Филдинга... Другой раз он сказал — у Аристотеля, и поднял глаза к потолку, и оба раза одинаково проворно заглянул в бумажку. Поговорив еще о некотором философском оттенке, который непло хо бы придавать лекциям в институте, Рыбак пришел к заключению: — Думается, общее мнение должно быть таково: не допускать опаздывающих на лекции —воспитывать человека собранным. Хорошо бы, чтобы студент предварительно ознакомился с материалом... Те перь— вопрос эмоциональности лектора. Когда настоящий художник выразил волнение — это заражает. Слушатель и сам при то ^1 чувствует себя художником. Я посетил ряд занятий. Эмоциональны лекции Вла димира Семеновича. Но в помещениях тоже не все еще сделано! Есть аудитории хаотичные... У кого-нибудь будут вопросы?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2