Сибирские огни № 12 - 1969

КНИЖНОЕ ОБОЗРЕНИЕ Н и к . С м и р н о в «ГОДЫ, ТРОПЫ, РУЖЬЕ» В 1930 году в издательстве «ЗИФ» впер­ вые вышла книга В. Правдухина «Годы, тро­ пы, ружье» (второе издание в 1932 году по­ явилось в издательстве «Московское това­ рищество писателей»). Ныне, чуть ли не через сорок лет, книга вновь издана «Советским писателем»1. И пусть «годы» — ушли, как верблюды в таин­ ственную степную даль, «тропы» по-прежне­ му влекут к себе охотников и бродяг-тури- стов, а ощущения писателя — сокровенная любовь к природе и охоте, к родному степ­ ному простору — все с той же свежестью, непосредственностью и радостью отзывают­ ся в благодарном сердце читателя. В свое время (в 1931 году) Г. М. Кржи­ жановский сказал, прочитав книгу Правду­ хина: «Знаете, какая чудесная книга мне по­ палась с несколько странным названием «Го­ ды, тропы, ружье» — я прямо не мог отор­ ваться! Не часто встречаются такие худо­ жественные искренние произведения...» (ци­ тирую по предисловию к новому изданию книги). Сочетание предельной искренности и тон­ кой художественности, действительно, прида­ ет особую прелесть книге: она написана в полную силу таланта, в полную меру сво­ бодного, ничем не стесненного творческого дыхания. Это особенно относится к первым двум. рассказам — «Запахи детства» и «Моя юность» (нельзя, кстати, не отметить, что книга состоит, главным образом, именно из рассказов, а не очерков, как сказано на ти­ 1 Валериан П р а в д у х и н . Годы, тропы, ружье. Очерки. М., «Сов. писатель», 1968. тульном листе,— типичных «очерков» в Ней очень немного). «Запахи детства» и «Моя юность» — лучшие рассказы в книге: за это говорит и умелая сюжетность, и психоло­ гизм, нередко глубокий и острый, и завид­ ная словесная сжатость, и одухотворенность человеческих портретов, и обаяние пейзажа. Рассказы Правдухина посвящены жизни человека в природе, открывающейся детской и юношеской душе через охоту, страсть к которой герой (т. е. сам автор) получил с первого сознательного взгляда на окружаю­ щий мир. Горячая охотничья страсть, увле­ кательные охотничьи странствия в оренбург­ ских и уральских степях, живописное, в сво­ ем радужном разнообразии, царство живот­ ных,— все это заметно окрашивает строго реалистическую манеру правдухинского пись­ ма сказочностью и романтикой, от чего рас- казы, конечно, только выигрывают: озеро, нарядное от заката, становится еще красивее.. Это не означает, однако, что рассказы Прав­ духина «отрешены» от живой, многотрудной и многосложной жизни. Нет, они очень чело­ вечны: в них, наряду с чувствами охотника, со всей остротой и нежностью дают знать о себе и чувства любви и дружбы,— трогатель­ но хорош, в частности, образ служанки На­ сти,— и, кроме всего, их никак не назовешь «вневременными», поскольку на них лежит отблеск своей эпохи. «Запахи детства» и «Моя юность» — не­ сомненная вершина достижений Правдухи- на-рассказчика: их, нисколько не преувели­ чивая, можно сравнить — и пр раскрытию внутренней сущности человека, и по литера­ турному мастерству — с «Детскими годами Багрова-внука» Аксакова и с «Детством Те­ мы» Гарина-Михайловского. Если бы все рассказы, собранные в книге, обладали той же изобразительной силой,— «Годы, тропы, ружье» можно было бы с полным правом и основанием числить по Пантеону советской классики. Отдельные рассказы (из цикла «В Сая­ нах» или «По Золотым горам») несколько слабее, но такие, как «Заколдованный ток» и «Гусиное займище», по-своему тоже оча

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2