Сибирские огни № 12 - 1969
Роман о советском разведчике Алек сандре Белове — не приключенческого жан ра. Это взволнованный рассказ о подвиге советского человека и вместе с тем социа- ально-историческое, бытовое и психологи ческое художественное исследование. Пи сатель показывает сложный процесс «вжи вания» советского человека, комсомольца и контрразведчика, в жизненную систему гитлеровского рейха. Нужно было стать наци, проникнуть в святая святых немец кой контрразведки и работать в ней для Родины. Нужно было стать «фашистом», усвоить психологию арийца и «сверхчело века», проявить не просто сверхусердие (это было не так уж трудно!), а незауряд ный ум, десятки раз найти, в себе муже ство идти на верную смерть, нужно было стать хитроумным карьеристом и оказы вать не фиктивные, а настоящие услуги фашистски л бонзам. Сколько раз Белов мог умереть ь маске фашистского офицера Иоганна ^ Вайса, даже в своей смерти лишенный возможности стать самим собой! Роман читать интересно потому, что сложна психологическая задача Вайса-Бе лова. ^Автор потратил, очевидно, немало усилий для того, чтобы изучить систему гитлеровской контрразведки. Вайс-Белов не страдает «завидной» неуязвимостью во многих сложных передрягах своего муче нического пути; и деятели рейха фашист ских разведывательных органов не наде лены анекдотической глупостью и беспо мощностью. Писатель стремится постичь психологию фашистского человекозверя глубоко и серьезно,— ведь если правда то, что роман — сложное художественное единство, то каждый провал в изображе нии психики врагов неизбежно скажется отрицательно и на образе Белова, так как тем самым нарушится взаимодействие всех основных образов романа. В. Кожевников выступает как зрелый и вдумчивый историк, как умный социолог и психолог, и неопровержимо доказывает, что фашизм открыл новую эпоху в крова вой истории преступлений против челове чества. В романе «Щит и меч» собрана огром ная масса материалов, разоблачающих фа шизм. Вадим Кожевников перенаселяет ро ман персонажами различного плана, он старается как бы из отдельных — в боль шинстве своем проходных — характеров составить объемную, многомерную и мно гоголосую картину фашистского государ ства. Единственным персонажем, которьщ все и всех связывает и объединяет, является Вайс-Белов. Окажись это не так, романа о советском разведчике не получилось бы, он утратил бы свою художественную опре деленность и цельность, превратился бы в ряд историко-художественных очерков. Особенностью, скорей всего, досадной, Романа В. Кожевникова является то, что это не роман характера. В центре его сто ит не развитие характера Вайса-Белова, * увлекательное изображение процесса ре шения трудных психологических задач. И это, разумеется, нельзя отнести к худо- жественным достижениям В. Кожевникова. Вайс-Белов, вынужденный заниматься среди военнопленных отбором кандидатов в диверсионную школу, испытывает чув ство ужаса, отвращения и тревоги. Перед ним открывается сложность человеческой природы и неприменимость прямолинейных и однозначных выводов к постоянно изме няющейся действительности. Ничего не бы ло проще смотреть на людей, давших со гласие сотрудничать с фашистами, как на изменников Родины. Но оказывается, что такой взгляд на них лишает Вайса-Белова самообладания, опустошает его душу, вы рывает из нее веру в человека. Вайс-Бело» нравственно нуждается в реабилитации людей, которые согласились служить не из ненависти к советской стране, а из сла бости характера. Вайс-Белов черпает силу для продол жения своего подвига, убедившись в неист ребимости человеческого начала даже в самых страшных условиях. Весь смысл его тяжелой работы состоит в борьбе за осво бождение человеческого, за торжество че ловека над зверем. Подробно описывая работу Вайса-Бело ва в диверсионной школе военнопленных, писатель показывает красоту социалисти ческого идеала, его могучую притягатель ную силу и непобедимость —•в этом нрав ственное превосходство всех, кто вступил в борьбу против фашизма; контрастность двух миров, их несовместимость доказы вается многочисленными деталями повест вования и его общей, итоговой художе ственной логикой. Со свойственной ему убедительностью и страстной партийностью, В. Кожевников развенчивает западный идеал сильного че ловека, идеи расового превосходства в «свободы» личности в условиях капитали стического общества. Драматическая насыщенность событий, их динамика, панорамность содержания почти полностью вытесняют из него так называемую сферу личной жизни героев. И Алексей Зубов, и Бруно, и профессор Штутгоф, и Эльза, и многие другие персо нажи романа «открываются» читателю, кая и Александр Белов, в основном с профес сиональной стороны: специфика жанра многопланового романа и здесь довлеет над героями, препятствуя их движению во времени. Прошлое, как история харак теров, здесь дано лишь з смутных конту рах. Образы врагов, таких как Штейнглиц, фон Дитрих, Дансдорф, очерчены не более определенно и характерно, чем остальные, хотя автор уделяет им довольно много внимания, употребляя большей частью опи- сательные характеристики, спорадически включая их в действие. Композиция ро мана заслуживает упрека в непродуман ное™. Многие эпизоды выглядят как не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2