Сибирские огни № 12 - 1969

«производит» человека в определенном направлении. Балуев — живой человек и живет и ра­ ботает в том коллективе, от которого ни­ чего не укроешь. Как говорят рабочие о Балуеве, «он не подобострастничает перед нами и лучшего, чем он на самом деле есть, из себя не строит. Умственного каче­ ства достиг, понял, что каждый человек насквозь другого видит». Вот и попробуй притвориться здесь добрым и душевным, если ты равнодушен к судьбам рабочего человека и полагаешь себя выше других только потому, что начальник. Душевные качества руководителя проверяются, как и все в жизни, практикой, делами, и при­ говор в этом отношении балуевского кол­ лектива относительно Павла Гавриловича, как говорится, обжалованию не подлежит. Повесть В. Кожевникова привлекает стремлением осмыслить основные процессы современной жизни. Возьмите, например, такое явление, как неуклонное в наше время возрастание человеческой ценности. Писатель обнаруживает, чго духовное со­ держание человека, его моральные прин­ ципы, его умственно-образовательный уро­ вень зависят и от технического прогресса («Только явный глупец может не замечать, как от властного обращения с новейшими и все более совершенными машинами стре­ мительно вырастает гордая уверенность со­ ветского человека...») и от общего мораль­ ного прогресса, который основывается на все усиливающейся взаимосвязи и взаимо­ зависимости людей в социалистическом об­ ществе. Балуев, например, не признает ни­ каких критериев человека, кроме одного: как он трудится. Поэтому он и говорит сыну: «...Без общегосударственного дейст­ вия жизнь себе не улучшишь. Все мы друг от друга зависимы, взаимно заинтересова­ ны. Все идет от общего к частному, от частного к общему... Каждый должен... бе­ речь каждого человека, для себя беречь, потому что все на всех работают и все во всех заинтересованы». Мы вместе с автором размышляем над сложными вопросами воспитания челове­ ка, его взаимоотношениями с коллективом, о проблемах руководства, и одновременно перед нашими глазами развертывается ув­ лекательная картина борьбы с природой — рассказ о прокладке дюкера через болота и реку в труднейших условиях. В своей повести В. Кожевников стре­ мится показать, что возрастание человече­ ской ценности, совершенствование челове­ ческой личности социалистического обще­ ства— это совершившийся исторический факт. Ничто не проходит бесследно. И тяжкие испытания, и героические под­ виги — все наслаивается на поколения, ко­ торые будут жить в будущем. В сегодняш­ нем советском человеке живут и действуют и те, что погибли на фронтах гражданской и Отечественной войн. «Все мы, кто жи­ вы,— говорит Балуев,— обязаны за эго тем, кого сейчас нет». Образ Балуева является организующим центром повести. Другие персонажи светят как бы его отраженным светом. _Балуев ищет и воспитывает в человеке прекрасное. И силу свою он ощущает как силу своего коллектива, как силу всего нашего обще­ ства. Не оттого ли автор так горячо сим­ патизирует всем или почти всем героям своей повести? Секрет Балуева-руководителя — в бе­ режном отношении к человеку. «...После двадцатого съезда всех нас партия улуч­ шила,— говорит он.— Я, например, для се­ бя, как хозяйственник, какой вывод сде­ лал? Ищи у каждого человека в первую голову его лучшее, а не худшее. Нашел — наваливайся, эксплуатируй в государствен­ ную пользу». Чем дальше развивается в повести дей­ ствие, тем все шире развертывается разо­ жженная Балуевым творческая, самодея­ тельная работа людей на стройке. «На­ строение коллектива,— восклицает Балу­ ев,— это же и есть главный запас скрытых мощностей!» «Знакомьтесь, Балуев» — повесть произ­ водственная; ее главная сфера — это сфе­ ра труда. Мы уже как-то привыкли к та­ ким произведениям, где в центре стоят чисто производственные конфликты, а так называемой личной сфере отводится срав­ нительно небольшое место. Не является исключением в этом отношении и повесть В. Кожевникова. Любовные эпизоды в ней, исключая чету Балуевых, написаны слабо. Но зато с истинным вдохновением и влюб­ ленностью написано об артистах своей профессии сварщике Шпаковском и маши­ нисте трубоукладчика Лупанине. Картина самая что ни на есть произ­ водственная — протягивание дюкера через реку — вместе с тем в повести и самая поэтическая. Вот здесь-то и обнаруживает­ ся условность самого термина «производ­ ственная повесть», потому что в водоворо­ те производственных конфликтов, эмоций, в самоотверженности, героизме наиболее полно раскрывается и общечеловеческое, то самое лучшее, что есть у рабочих стройки. И, конечно, не только раскрывается, а и формируется; здесь мы имеем дело уже не столько с развитием производственных конфликтов, сколько с историей человече­ ских характеров. ...«И напрасно думают, что есть време­ на героические, а есть кроткие, безгерой- ные. Нет такого безгеройного времени, нет и не будет, пока есть сильные, хорошие лю­ ди на земле, которые не способны жить в скорлупе собственного благополучия,— просто не умеют, не приспособлены жить в такой скорлупе». Эти строки — из повести «День летя­ щий» (1962). Читаешь ее и думаешь: где- то уже встречался с ее главными героя­ ми... И действительно, ведь Цыплаков — это вариант Балуева, а Люся, его жена,— вариант Дуси, жены начальника строй

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2