Сибирские огни № 12 - 1969
«производит» человека в определенном направлении. Балуев — живой человек и живет и ра ботает в том коллективе, от которого ни чего не укроешь. Как говорят рабочие о Балуеве, «он не подобострастничает перед нами и лучшего, чем он на самом деле есть, из себя не строит. Умственного каче ства достиг, понял, что каждый человек насквозь другого видит». Вот и попробуй притвориться здесь добрым и душевным, если ты равнодушен к судьбам рабочего человека и полагаешь себя выше других только потому, что начальник. Душевные качества руководителя проверяются, как и все в жизни, практикой, делами, и при говор в этом отношении балуевского кол лектива относительно Павла Гавриловича, как говорится, обжалованию не подлежит. Повесть В. Кожевникова привлекает стремлением осмыслить основные процессы современной жизни. Возьмите, например, такое явление, как неуклонное в наше время возрастание человеческой ценности. Писатель обнаруживает, чго духовное со держание человека, его моральные прин ципы, его умственно-образовательный уро вень зависят и от технического прогресса («Только явный глупец может не замечать, как от властного обращения с новейшими и все более совершенными машинами стре мительно вырастает гордая уверенность со ветского человека...») и от общего мораль ного прогресса, который основывается на все усиливающейся взаимосвязи и взаимо зависимости людей в социалистическом об ществе. Балуев, например, не признает ни каких критериев человека, кроме одного: как он трудится. Поэтому он и говорит сыну: «...Без общегосударственного дейст вия жизнь себе не улучшишь. Все мы друг от друга зависимы, взаимно заинтересова ны. Все идет от общего к частному, от частного к общему... Каждый должен... бе речь каждого человека, для себя беречь, потому что все на всех работают и все во всех заинтересованы». Мы вместе с автором размышляем над сложными вопросами воспитания челове ка, его взаимоотношениями с коллективом, о проблемах руководства, и одновременно перед нашими глазами развертывается ув лекательная картина борьбы с природой — рассказ о прокладке дюкера через болота и реку в труднейших условиях. В своей повести В. Кожевников стре мится показать, что возрастание человече ской ценности, совершенствование челове ческой личности социалистического обще ства— это совершившийся исторический факт. Ничто не проходит бесследно. И тяжкие испытания, и героические под виги — все наслаивается на поколения, ко торые будут жить в будущем. В сегодняш нем советском человеке живут и действуют и те, что погибли на фронтах гражданской и Отечественной войн. «Все мы, кто жи вы,— говорит Балуев,— обязаны за эго тем, кого сейчас нет». Образ Балуева является организующим центром повести. Другие персонажи светят как бы его отраженным светом. _Балуев ищет и воспитывает в человеке прекрасное. И силу свою он ощущает как силу своего коллектива, как силу всего нашего обще ства. Не оттого ли автор так горячо сим патизирует всем или почти всем героям своей повести? Секрет Балуева-руководителя — в бе режном отношении к человеку. «...После двадцатого съезда всех нас партия улуч шила,— говорит он.— Я, например, для се бя, как хозяйственник, какой вывод сде лал? Ищи у каждого человека в первую голову его лучшее, а не худшее. Нашел — наваливайся, эксплуатируй в государствен ную пользу». Чем дальше развивается в повести дей ствие, тем все шире развертывается разо жженная Балуевым творческая, самодея тельная работа людей на стройке. «На строение коллектива,— восклицает Балу ев,— это же и есть главный запас скрытых мощностей!» «Знакомьтесь, Балуев» — повесть произ водственная; ее главная сфера — это сфе ра труда. Мы уже как-то привыкли к та ким произведениям, где в центре стоят чисто производственные конфликты, а так называемой личной сфере отводится срав нительно небольшое место. Не является исключением в этом отношении и повесть В. Кожевникова. Любовные эпизоды в ней, исключая чету Балуевых, написаны слабо. Но зато с истинным вдохновением и влюб ленностью написано об артистах своей профессии сварщике Шпаковском и маши нисте трубоукладчика Лупанине. Картина самая что ни на есть произ водственная — протягивание дюкера через реку — вместе с тем в повести и самая поэтическая. Вот здесь-то и обнаруживает ся условность самого термина «производ ственная повесть», потому что в водоворо те производственных конфликтов, эмоций, в самоотверженности, героизме наиболее полно раскрывается и общечеловеческое, то самое лучшее, что есть у рабочих стройки. И, конечно, не только раскрывается, а и формируется; здесь мы имеем дело уже не столько с развитием производственных конфликтов, сколько с историей человече ских характеров. ...«И напрасно думают, что есть време на героические, а есть кроткие, безгерой- ные. Нет такого безгеройного времени, нет и не будет, пока есть сильные, хорошие лю ди на земле, которые не способны жить в скорлупе собственного благополучия,— просто не умеют, не приспособлены жить в такой скорлупе». Эти строки — из повести «День летя щий» (1962). Читаешь ее и думаешь: где- то уже встречался с ее главными героя ми... И действительно, ведь Цыплаков — это вариант Балуева, а Люся, его жена,— вариант Дуси, жены начальника строй
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2