Сибирские огни № 12 - 1969

Писатель неопровержимо, силой художест­ венной логики доказывает, что такой народ, как наш, не мог не победить в войне про­ тив фашизма. Советские люди так же пре­ красны, деятельны и вдохновенны в бою, как и в труде. В рассказах о войне нахо­ дят свое воплощение основные черты рус- кого национального характера: смекалка, душевная щедрость, товарищеская спайка, «артельносъ», сила духа, ломающая все преграды. Русский человек у В. Кожевни­ кова — разный, но одно у него всегда не­ изменно: его талантливость, стойкость бой­ ца и преданность своему народу. Серия военных рассказов В. Кожевнико­ ва — целое исследование о советском чело­ веке на войне. Оно снабжено буквально горой фактов. Просторечно-разговорными интонациями и лаконизмом языка оно об­ ращено было в основном к солдату. Как многие военные журналисты, В. Кожевни­ ков обладал вполне достаточным знанием объекта изображения. Механика боя, меха-, ника войны хорошо изучены им глазами советского воина. Писатель может передать напряженность боя, захватывающий разво­ рот событий, их драматизм и нарастающую стремительность. Широко известный «Март^апрель» (1942 г.) кажется своеобразным эталоном, по которому как бы смоделированы все рассказы и очерки В. Кожевникова о войне. Все в этом рассказе слилось в гармониче­ ское целое: и сдержанность, точнее — су­ ровость чувств героя, и скупость изобрази­ тельных средств автора, и точное, обая­ тельно-поэтическое описание весеннего ле­ са. В капитане Жаворонкове мы с симпати­ ей узнаем тот тип русского человека, не­ сколько сухого и даже неинтересного на вид, который сложился в минувшей войне а совершенно специфических условиях жиз­ ни и борьбы и который, молча и сосредо­ точенно выполняя сложное задание, не только не ощущает себя героем, но даже насмешливо и отчужденно пресекает всякие попытки окружающих выразить ему свое восхищение. В своих рассказах В. Кожевников ут­ верждает глубоко гуманистическую мысль: война ожесточила борющийся и страдаю­ щий народ, но не сделала его менее чело­ вечным. Это было бесспорно для писателя, который прошел вместе с народом длин­ ную и тяжелую дорогу страшных испыта­ ний и который поэтому мог написать в 1945 году: «Если можно себе представить лицо Победы, то оно именно такое: губы не сурово и надменно сомкнуты, а изогну­ ты живым движением слабой, еще не сов­ сем привычной улыбки. И нет ничего чело­ вечнее и выше этого». Роман «Заре навстречу» — первое круп­ ное произведение В. Кожевникова — вышел в 1956—1957 годах и имеет автобиографи­ ческую основу. С его главным героем — десятилетним мальчиком,' сыном ссыльных революционеров Тимой Сапожковым — мы знакомимся в 1916 году и расстаемся уже в первые годы строительства Советской власти в Сибири. Роман «Заре навстречу» — произведение о детстве, о сильных людях, о нашем на­ роде, вступающем в полосу революционных классовых битв. Это роман о силе партии и о неразрызности ее связей с трудящими­ ся массами. Несмотря на то, что о семье Сапожко­ вых повествуется на протяжении всего ро­ мана,— все-таки мы мало бываем с нею: семейная жизнь в четырех стенах — это не стихия Сапожковых. Их жизнь им не принадлежит, и счастья — в обыденно-ме­ щанском понимании слова — они не имеют. Задуманный на ином социально-историче­ ском материале, роман, вероятно, обяза­ тельно приобрел бы все черты семейно-хро­ никального?-произведения. Но здесь жизнь Сапожковых постоянно утрачивает свои традиционные качества и наполняется со­ вершенно иным содержанием. В центре романа стоит образ Тимы Са­ пожкова, и, как справедливо писали в свое время критики, автор Пытался образом де­ сятилетнего мальчика связать все линии своего произведения. Он стремился расска­ зать о сложнейших событиях времени, «про­ пуская» их через сознание ребенка. Но Ти­ ма явно не выдерживает нагрузки, приго­ товленной для него автором. И, в конечном счете, он окончательно отходит на второй план. Конечно, это не означает, что образ Ти­ мы— неудача писателя. Если Тима пере­ стает быть самим собой в общении со мно­ гими^ взрослыми, то по возвращении в ре­ бячий коллектив он приобретает естествен­ ность обыкновенного мальчугана. И все же лучшие страницы романа связаны не с об­ разом Тимы Сапожкова. В романе, кроме Тимы, существует огромное количество пер­ сонажей, картин, сцен, событий, бытовых и портретных зарисовок. Используя всю эту массу материала, писатель показывает про­ буждение угнетенного народа, неудержи­ мость его движения навстречу заре новой жизни; мы видим, как распрямляется тру­ довой человек, как защищает он свое чело­ веческое достоинство. «Я... радуюсь, что революция столько хороших дел сразу сотворить очень просто может»,— говорит мальчикам, освобожден­ ным из сиротского приюга-тюрьмы, рабо- чий затона, «крепкий человек» Капелюхин. А дел этих было непочатый край. Прихо­ дилось думать не только об удержании власти, но и о борьбе с голодом, разрухой, отсутствием транспорта и топлива.' «Сей­ час надо строить новый мир,— говорит во­ енный комендант города' большевик Ян Витол...— Но строить новый мир — это очень непросто. Завтра мы должны пустить две фабрики, мельницы, подвезти топливо в город, на железную дорогу, снабдить ты­ сячи людей продуктами, наладить нор­ мальную работу всех необходимых учреж- дений. Нужно много людей, которые воз­ главят все это»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2