Сибирские огни № 12 - 1969
Писатель неопровержимо, силой художест венной логики доказывает, что такой народ, как наш, не мог не победить в войне про тив фашизма. Советские люди так же пре красны, деятельны и вдохновенны в бою, как и в труде. В рассказах о войне нахо дят свое воплощение основные черты рус- кого национального характера: смекалка, душевная щедрость, товарищеская спайка, «артельносъ», сила духа, ломающая все преграды. Русский человек у В. Кожевни кова — разный, но одно у него всегда не изменно: его талантливость, стойкость бой ца и преданность своему народу. Серия военных рассказов В. Кожевнико ва — целое исследование о советском чело веке на войне. Оно снабжено буквально горой фактов. Просторечно-разговорными интонациями и лаконизмом языка оно об ращено было в основном к солдату. Как многие военные журналисты, В. Кожевни ков обладал вполне достаточным знанием объекта изображения. Механика боя, меха-, ника войны хорошо изучены им глазами советского воина. Писатель может передать напряженность боя, захватывающий разво рот событий, их драматизм и нарастающую стремительность. Широко известный «Март^апрель» (1942 г.) кажется своеобразным эталоном, по которому как бы смоделированы все рассказы и очерки В. Кожевникова о войне. Все в этом рассказе слилось в гармониче ское целое: и сдержанность, точнее — су ровость чувств героя, и скупость изобрази тельных средств автора, и точное, обая тельно-поэтическое описание весеннего ле са. В капитане Жаворонкове мы с симпати ей узнаем тот тип русского человека, не сколько сухого и даже неинтересного на вид, который сложился в минувшей войне а совершенно специфических условиях жиз ни и борьбы и который, молча и сосредо точенно выполняя сложное задание, не только не ощущает себя героем, но даже насмешливо и отчужденно пресекает всякие попытки окружающих выразить ему свое восхищение. В своих рассказах В. Кожевников ут верждает глубоко гуманистическую мысль: война ожесточила борющийся и страдаю щий народ, но не сделала его менее чело вечным. Это было бесспорно для писателя, который прошел вместе с народом длин ную и тяжелую дорогу страшных испыта ний и который поэтому мог написать в 1945 году: «Если можно себе представить лицо Победы, то оно именно такое: губы не сурово и надменно сомкнуты, а изогну ты живым движением слабой, еще не сов сем привычной улыбки. И нет ничего чело вечнее и выше этого». Роман «Заре навстречу» — первое круп ное произведение В. Кожевникова — вышел в 1956—1957 годах и имеет автобиографи ческую основу. С его главным героем — десятилетним мальчиком,' сыном ссыльных революционеров Тимой Сапожковым — мы знакомимся в 1916 году и расстаемся уже в первые годы строительства Советской власти в Сибири. Роман «Заре навстречу» — произведение о детстве, о сильных людях, о нашем на роде, вступающем в полосу революционных классовых битв. Это роман о силе партии и о неразрызности ее связей с трудящими ся массами. Несмотря на то, что о семье Сапожко вых повествуется на протяжении всего ро мана,— все-таки мы мало бываем с нею: семейная жизнь в четырех стенах — это не стихия Сапожковых. Их жизнь им не принадлежит, и счастья — в обыденно-ме щанском понимании слова — они не имеют. Задуманный на ином социально-историче ском материале, роман, вероятно, обяза тельно приобрел бы все черты семейно-хро никального?-произведения. Но здесь жизнь Сапожковых постоянно утрачивает свои традиционные качества и наполняется со вершенно иным содержанием. В центре романа стоит образ Тимы Са пожкова, и, как справедливо писали в свое время критики, автор Пытался образом де сятилетнего мальчика связать все линии своего произведения. Он стремился расска зать о сложнейших событиях времени, «про пуская» их через сознание ребенка. Но Ти ма явно не выдерживает нагрузки, приго товленной для него автором. И, в конечном счете, он окончательно отходит на второй план. Конечно, это не означает, что образ Ти мы— неудача писателя. Если Тима пере стает быть самим собой в общении со мно гими^ взрослыми, то по возвращении в ре бячий коллектив он приобретает естествен ность обыкновенного мальчугана. И все же лучшие страницы романа связаны не с об разом Тимы Сапожкова. В романе, кроме Тимы, существует огромное количество пер сонажей, картин, сцен, событий, бытовых и портретных зарисовок. Используя всю эту массу материала, писатель показывает про буждение угнетенного народа, неудержи мость его движения навстречу заре новой жизни; мы видим, как распрямляется тру довой человек, как защищает он свое чело веческое достоинство. «Я... радуюсь, что революция столько хороших дел сразу сотворить очень просто может»,— говорит мальчикам, освобожден ным из сиротского приюга-тюрьмы, рабо- чий затона, «крепкий человек» Капелюхин. А дел этих было непочатый край. Прихо дилось думать не только об удержании власти, но и о борьбе с голодом, разрухой, отсутствием транспорта и топлива.' «Сей час надо строить новый мир,— говорит во енный комендант города' большевик Ян Витол...— Но строить новый мир — это очень непросто. Завтра мы должны пустить две фабрики, мельницы, подвезти топливо в город, на железную дорогу, снабдить ты сячи людей продуктами, наладить нор мальную работу всех необходимых учреж- дений. Нужно много людей, которые воз главят все это»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2