Сибирские огни № 12 - 1969
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ В. ПОБОЖИЙ Мера , ч т о б ы б ы т ь че лоееном . . . 1 Есть в ранних рассказах В. Кожевнико- Есть писатели, заветные темы и идеи ко торых определяются рано. Литературная судьба, словно оберегая и выращивая та лант, почти чудодейственно держит их у горячих и животворных ключей современно сти. Они не теряются в лабиринтах много сложной и отчаянной борьбы двух миров и как-то естественно и непринужденно ока зываются всегда в центре передовых сил эпохи. Впрочем, у каждого писателя своя судьба, и кажущаяся легкость того или иного литературного пути обманчива. И все- таки одно для нас бесспорно: наша социа листическая литература дала много худож ников, которые за весь свой уже немалый творческий путь ни разу не нарушили цельности своего художественного ви дения. К таким писателям принадлежит и Ва дим Кожевников. Уже ранние рассказы его отмечены пе чатью таланта. Хотя в них можно найти и следы стилевых поисков, и многих лите ратурных влияний, столь свойственных вся кому начинающему,— чувствуется, что пи сатель сразу определил свою главную те му— тему коасоты человека и его деяний, тему необыкновенной нови, созидаемой в стране Октября. Герой раннего Кожевникова, как прави ло,— личность, связанная многими скрыты ми нитями с миром природы. Участковый милиционер Мануйлов, только что выдер жавший бой с бандитами, везет тяжелора неную собаку к доктору в станицу — он переживает за нее, как за боевого друга («Лунная ночь»), А рассказчик здесь же делит краюху хлеба' г лошадью. Он чув ствует, как «в земле напряглись разбуха ющие зерна, выталкивая зеленые побеги». В этом мире все полно всепоглощающей гармонией. Лошади способны испытывать сострадание к погибающей собаке. Человек не может забыть про голодающую лошадь, которая, оглядываясь, просит отдыха... ва и другие темы, которые, сложившись в отдельных коротеньких рассказах, вышли со временем на главные магистрали его творчества. Одной из них является тема красоты человеческого труда, вдохновенно сти ремесла рабочего человека. Рассказ «Сорок труб маетера Чибирева» (1936) — это поэма о мастерах кладки заводских труб. Но это также и рассказ о судьбе мастерового человека в царской России, о судьбе русской женщины Анны Чибире- вой. «Чибирев показал мастерство чибирев- ской кладки. Кирпичи порхали в его руках. И, глядя на эту работу, казалось каждому, что и он может так же просто и легко класть кирпич, чудесно слетающий с ладони в нужное место. Но преодолеть неуклюжее упорство кирпича, придать его движениям свойство полета — это чудодействие доступ но только мастерам-искусникам. Круглая клавиатура кирпичной кладки была по слушна* рукам Чибирева, и движению, рит му этих клагиш следовала вся бригада». Чибиревскую гордость своим мастерством, его виртуозность потом мы узнаем в строи телях газопровода на участке Балуева. И в повести «Мальчик с окраины» тоже ощущается это восхищение красотой чело веческого деяния, напряженностью ищущей мысли изобретателя, ювелирной работой русских оружейников. Уже тогда, в довоен ные, годы, у В. Кожевникова появляется образ человека, живущего трудным «счасть ем знать и счастьем уметь». Рассказы В. Кожевникова о Великой Отечественной войне как бы естественно стали продолжением его довоенной темати ки. Война — тяжелый и смертельно-опас ный труд, требующий от человека ежед невного и зачастую незаметного героизма, той одержимости и беззаветности, без ко торых невозможна победа. Военные рассказы В. Кожевникова, как правило, лаконичны — это короткие новел лы, не осложненные статическими описания ми. Все вместе они дают нам многоцветную и рельефную панораму народной войны.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2