Сибирские огни № 12 - 1969

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОРТРЕТЫ В. ПОБОЖИЙ Мера , ч т о б ы б ы т ь че лоееном . . . 1 Есть в ранних рассказах В. Кожевнико- Есть писатели, заветные темы и идеи ко­ торых определяются рано. Литературная судьба, словно оберегая и выращивая та­ лант, почти чудодейственно держит их у горячих и животворных ключей современно­ сти. Они не теряются в лабиринтах много­ сложной и отчаянной борьбы двух миров и как-то естественно и непринужденно ока­ зываются всегда в центре передовых сил эпохи. Впрочем, у каждого писателя своя судьба, и кажущаяся легкость того или иного литературного пути обманчива. И все- таки одно для нас бесспорно: наша социа­ листическая литература дала много худож­ ников, которые за весь свой уже немалый творческий путь ни разу не нарушили цельности своего художественного ви­ дения. К таким писателям принадлежит и Ва­ дим Кожевников. Уже ранние рассказы его отмечены пе­ чатью таланта. Хотя в них можно найти и следы стилевых поисков, и многих лите­ ратурных влияний, столь свойственных вся­ кому начинающему,— чувствуется, что пи­ сатель сразу определил свою главную те­ му— тему коасоты человека и его деяний, тему необыкновенной нови, созидаемой в стране Октября. Герой раннего Кожевникова, как прави­ ло,— личность, связанная многими скрыты­ ми нитями с миром природы. Участковый милиционер Мануйлов, только что выдер­ жавший бой с бандитами, везет тяжелора­ неную собаку к доктору в станицу — он переживает за нее, как за боевого друга («Лунная ночь»), А рассказчик здесь же делит краюху хлеба' г лошадью. Он чув­ ствует, как «в земле напряглись разбуха­ ющие зерна, выталкивая зеленые побеги». В этом мире все полно всепоглощающей гармонией. Лошади способны испытывать сострадание к погибающей собаке. Человек не может забыть про голодающую лошадь, которая, оглядываясь, просит отдыха... ва и другие темы, которые, сложившись в отдельных коротеньких рассказах, вышли со временем на главные магистрали его творчества. Одной из них является тема красоты человеческого труда, вдохновенно­ сти ремесла рабочего человека. Рассказ «Сорок труб маетера Чибирева» (1936) — это поэма о мастерах кладки заводских труб. Но это также и рассказ о судьбе мастерового человека в царской России, о судьбе русской женщины Анны Чибире- вой. «Чибирев показал мастерство чибирев- ской кладки. Кирпичи порхали в его руках. И, глядя на эту работу, казалось каждому, что и он может так же просто и легко класть кирпич, чудесно слетающий с ладони в нужное место. Но преодолеть неуклюжее упорство кирпича, придать его движениям свойство полета — это чудодействие доступ­ но только мастерам-искусникам. Круглая клавиатура кирпичной кладки была по­ слушна* рукам Чибирева, и движению, рит­ му этих клагиш следовала вся бригада». Чибиревскую гордость своим мастерством, его виртуозность потом мы узнаем в строи­ телях газопровода на участке Балуева. И в повести «Мальчик с окраины» тоже ощущается это восхищение красотой чело­ веческого деяния, напряженностью ищущей мысли изобретателя, ювелирной работой русских оружейников. Уже тогда, в довоен­ ные, годы, у В. Кожевникова появляется образ человека, живущего трудным «счасть­ ем знать и счастьем уметь». Рассказы В. Кожевникова о Великой Отечественной войне как бы естественно стали продолжением его довоенной темати­ ки. Война — тяжелый и смертельно-опас­ ный труд, требующий от человека ежед­ невного и зачастую незаметного героизма, той одержимости и беззаветности, без ко­ торых невозможна победа. Военные рассказы В. Кожевникова, как правило, лаконичны — это короткие новел­ лы, не осложненные статическими описания­ ми. Все вместе они дают нам многоцветную и рельефную панораму народной войны.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2