Сибирские огни № 12 - 1969
его. Поэтические богатства народа погиба ли. Одним из первооткрывателей фолькло ра рабочих Сибири и пионером в изучении его был А. Мисюрев. Его сборники иссле дуются филологами, лингвистами, истори ками, этнографами, его произведения изу чают в вузах, на них опираются в двоих трудах многие виднейшие ученые страны. И сейчас трудно представить себе исследо вание рабочего фольклора или народной поэтической прозы под грифом Академии наук, в которых бы не опирались на рабо ты А. Мисюрева. Сошлюсь на одно из та ких изданий — «Устная поэзия рабочих Рос сии», где, в частности, сказано: «Чрезвы чайно интересную группу текстов рабочего фольклора содержит устная проза алтай ских горняков и заводских рабочих. В от личие от уральских «сказов», этот матери ал не только систематично собран, но и вполне научно опубликован — прежде все го благодаря многолетней деятельности пи сателя и фольклориста А. А. Мисюрева». Открыв народные поэтические сокрови ща, А. Мисюрев не мог не восхититься уди вительной простотой вымысла, умением го ворить просто о самых сложных вещах и событиях, умением отбирать такие слова, которые создают не только языковой, но и исторический, культурно-бытовой колорит. Мисюрев-писатель черпает свои образы, сю жеты, чувства и краски для своего твор чества в фольклоре. Из фольклора выросла его первая книга «Бергалы», а позднее — «След беглеца Сороки» (после существен-' ной переработки). В этой книге дается об ширнейшая информация по истории Сиби ри, воссоздается быт горнорабочих, крепо стных демидовских, а с !747‘ года — каби нетских заводов, их образ мыслей, их нравы и суеверия —воссрздается в емких художественных образах, при редкой ску пости изобразительных средств, с предель ным лаконизмом. Перед читателем встают живые образы лихого молодца, неистового в гульбе и в работе Сеньчи Бабанакова, над ломленного жизнью богатыря Егорши Ве тошкина, нравственно изуродованного Го ремыки, мечтателя Ивана Зажигэева, ве ликого рудознатца Федора Лелеснева, бес смертного народного мстителя Селезня и других. Безымяп’.-ая и безликая толпа, о кото рой, по образному выражению П. Лафар- га, мало заботились «хроникеры и истори ки», под пером А. Мисюрева обретает под линное свое лицо, лицо творца истории. В поле зрения писателя почти столетие. Далекий восемнадцатый век с его бытом, обычаями и нравами, с его'поэзией, языком и суевериями. Бергалов секут розгами, за мораживают в ледяной воде, секут шпиц рутенами, камни принимают кровавый цвет: столько «впитали» человеческой кро ви. И на первый взгляд ничего не измени лось за столетие Но это только на первый взгляд. По-прежнему оставались невыноси мыми условия труда и жизни, но люди стали иными. От рабской покорности, наив ной веры в справедливость цариц они про ходят путь до классового понимания своей роли, до организованного протеста. Про славленный рудознатец Федор Лелеснев восстает против обмана рабочих при по ставке муки, перед смертью наказывает близким бороться за сохранение остатков былой вольности. А его свободолюбивый сын Евдоким, умирая в оковах, как вызов, бросает слова: «Не приезжала царица! Ца рям до нас дела нет!» Два коротких предложения, как два разящих удара по призрачным представ лениям и надеждам обездоленных! Меня ются народные представления о жизни, ме няется психология бергалов, иным стано вится барнаульский базар... Время меняет все. И эти изменения еле уловимыми маз ками вносит художник в общую ткань по вествования, и имени» они определяют современное видение истории. Савва Кожевников, Сергей Залыгин и другие писатели, изучавшие мастерство А. Мисюрева, высоко оценивают его талант. Так, С. Залыгин писал: «Простые слова — это мечта писателей, но доступны они только тем, кто имеет чуткий слух к народ ной речи и очень редкостное умение обра щаться с народным, «первозданным» сло весным материалом, ничуть его не иска жая и в то же время создавая из него ткань сюжетного литературно-художественного произведения». И нельзя не согласиться с С. Залыгиным, чго именно этому мастер ству писатели могут и должны поучиться у А. А. Мисюрева. одаренного писателя, крупного фольклориста, искателя поэтиче ских кладов. М. МЕЛЬНИКОВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2