Сибирские огни № 12 - 1969

его. Поэтические богатства народа погиба­ ли. Одним из первооткрывателей фолькло­ ра рабочих Сибири и пионером в изучении его был А. Мисюрев. Его сборники иссле­ дуются филологами, лингвистами, истори­ ками, этнографами, его произведения изу­ чают в вузах, на них опираются в двоих трудах многие виднейшие ученые страны. И сейчас трудно представить себе исследо­ вание рабочего фольклора или народной поэтической прозы под грифом Академии наук, в которых бы не опирались на рабо­ ты А. Мисюрева. Сошлюсь на одно из та­ ких изданий — «Устная поэзия рабочих Рос­ сии», где, в частности, сказано: «Чрезвы­ чайно интересную группу текстов рабочего фольклора содержит устная проза алтай­ ских горняков и заводских рабочих. В от­ личие от уральских «сказов», этот матери­ ал не только систематично собран, но и вполне научно опубликован — прежде все­ го благодаря многолетней деятельности пи­ сателя и фольклориста А. А. Мисюрева». Открыв народные поэтические сокрови­ ща, А. Мисюрев не мог не восхититься уди­ вительной простотой вымысла, умением го­ ворить просто о самых сложных вещах и событиях, умением отбирать такие слова, которые создают не только языковой, но и исторический, культурно-бытовой колорит. Мисюрев-писатель черпает свои образы, сю­ жеты, чувства и краски для своего твор­ чества в фольклоре. Из фольклора выросла его первая книга «Бергалы», а позднее — «След беглеца Сороки» (после существен-' ной переработки). В этой книге дается об­ ширнейшая информация по истории Сиби­ ри, воссоздается быт горнорабочих, крепо­ стных демидовских, а с !747‘ года — каби­ нетских заводов, их образ мыслей, их нравы и суеверия —воссрздается в емких художественных образах, при редкой ску­ пости изобразительных средств, с предель­ ным лаконизмом. Перед читателем встают живые образы лихого молодца, неистового в гульбе и в работе Сеньчи Бабанакова, над­ ломленного жизнью богатыря Егорши Ве­ тошкина, нравственно изуродованного Го­ ремыки, мечтателя Ивана Зажигэева, ве­ ликого рудознатца Федора Лелеснева, бес­ смертного народного мстителя Селезня и других. Безымяп’.-ая и безликая толпа, о кото­ рой, по образному выражению П. Лафар- га, мало заботились «хроникеры и истори­ ки», под пером А. Мисюрева обретает под­ линное свое лицо, лицо творца истории. В поле зрения писателя почти столетие. Далекий восемнадцатый век с его бытом, обычаями и нравами, с его'поэзией, языком и суевериями. Бергалов секут розгами, за­ мораживают в ледяной воде, секут шпиц­ рутенами, камни принимают кровавый цвет: столько «впитали» человеческой кро­ ви. И на первый взгляд ничего не измени­ лось за столетие Но это только на первый взгляд. По-прежнему оставались невыноси­ мыми условия труда и жизни, но люди стали иными. От рабской покорности, наив­ ной веры в справедливость цариц они про­ ходят путь до классового понимания своей роли, до организованного протеста. Про­ славленный рудознатец Федор Лелеснев восстает против обмана рабочих при по­ ставке муки, перед смертью наказывает близким бороться за сохранение остатков былой вольности. А его свободолюбивый сын Евдоким, умирая в оковах, как вызов, бросает слова: «Не приезжала царица! Ца­ рям до нас дела нет!» Два коротких предложения, как два разящих удара по призрачным представ­ лениям и надеждам обездоленных! Меня­ ются народные представления о жизни, ме­ няется психология бергалов, иным стано­ вится барнаульский базар... Время меняет все. И эти изменения еле уловимыми маз­ ками вносит художник в общую ткань по­ вествования, и имени» они определяют современное видение истории. Савва Кожевников, Сергей Залыгин и другие писатели, изучавшие мастерство А. Мисюрева, высоко оценивают его талант. Так, С. Залыгин писал: «Простые слова — это мечта писателей, но доступны они только тем, кто имеет чуткий слух к народ­ ной речи и очень редкостное умение обра­ щаться с народным, «первозданным» сло­ весным материалом, ничуть его не иска­ жая и в то же время создавая из него ткань сюжетного литературно-художественного произведения». И нельзя не согласиться с С. Залыгиным, чго именно этому мастер­ ству писатели могут и должны поучиться у А. А. Мисюрева. одаренного писателя, крупного фольклориста, искателя поэтиче­ ских кладов. М. МЕЛЬНИКОВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2