Сибирские огни № 12 - 1969

ПОИСКИ СОКРОВИЩ Разным бывает читательское признание, по-разному приходит оно к писателям. На­ пишет иной молодой поэт десяток хороших стихотворений, и уже улыбается с экрана телевизора своим однокашникам, выступает на литературных вечерах... Бывает и дру­ гое. Имя человека прочно вошло в науку, работы его изучают в вузах, они становят­ ся фундаментом научных исследований, вы­ соко оцениваются Академией наук, а автор на писательских Собраниях скромно устра­ ивается среди заднескамеечников и робко смотрит на молодых коллег, которые и не интересовались его трудами. •Именно так случилось с писателем и фольклористом Александром Александровичем Мисюревым. Вклад его в советскую фольклористику трудно переоценить. Он открыл огромные народно-поэтические сокровища, ввел их в научный оборот. В своих художественных произведениях он воссоздал эпоху завод­ ского крепостничества е Сибири, создал не­ забываемые обоазы бунтарей, народных заступников. Поражает его чувство языка, умение вживаться в народно-поэтическую стихию далекой эпохи. И это не случайно. А. А. Мисюрев рано осиротел. Воспиты­ вался в детском доме, у родственников. С четырнадцати лет собственным трудом за­ рабатывал себе на житнь. Подметал том­ ские улицы, грузил и разгружал баржи, ра­ ботал сверловщиком.. Непосредственное общение с людьми труда научило юношу понимать исконную мудрость русского на­ рода, выраженную в крепком, ядреном, терпком подчас слове, научило чувствовать красоту народной речи, народной поэзии. Способный юноша упорно учился, работал корреспондент см радио и газет; одержимый любовью к народной образной речи, он никогда не расставался с блокнотом и ка­ рандашом Сотни и тысячи записей, сотни пройденных дорог. И не случайно поиски привели А. Мисюрева в поселения древних сибирских рудников и заводов. От потом­ ков крепостных горнорабочих он записал многие сотни легенд, преданий и сказов, ра­ нее неизвестных науке Их создавали, лю­ бовно оберагали и передавали от одного поколения к другому. Они остроумны, ост­ росюжетны, всегда полны искреннего дра­ матизма. Отобрав лучшие произведения, в 1938 году А. Мисюрев опубликовал первый сборник «Легенды и были». Почти все опубликованные предания и сказы — это новеллы большой художественной силы. В простой, бесхитростной, лишенной всяких словесных украшений форме рассказана история заводского крепостного права в Сибири. Рассказана самим народом, воз­ рождена из небытия в образах, которые выносил народ на протяжении многих по­ колений. Прошло бы еще десятилетие, и эта яр­ кая, самобытна« и неповторимая поэзия ис­ чезла навсегда вместе с ее последними но­ сителями. И сохранена она только благо­ даря деятельности А Мисюрева. Профес­ сор М. К. Азадовский высоко оценил труд собирателя и предсказал, что собранные им произведения войдут во все антологии на­ родной поэзии. Так и случилось... Потребовалось второе издание. В 1954 году выходит новый сборник А. Мисюре­ ва — «Предания и сказы Западной Сиби­ ри». В нем не забыт фольклор горнорабо­ чих, но уже первый раздел составляют «предания и сказы ямщиков Сибирского тракта». Это народное повествование о ка­ торжном труде ямщиков, о людях сильных и смелых, способных преодолеть любые трудности Герои сказов обладают глубоким чувством человеческого достоинства, они способны противостоять капиталистическим хищникам и даже не склониться перед ца­ рем. Сибирский тракт, сыгравший исключи­ тельную роль в освоении Сибири, через ям­ щицкий фольклор — эту неписаную исто­ рию — вошел в наши дни, а жизнь его встала перед нами в живых и незабывае­ мых образах. Чутко прислушиваясь к голосу народа, А. Мисюрев не мог не увидеть, какую ог­ ромную роль в деле патриотического вос­ питания играют ппедания и сказы о рево­ люционерах и событиях гражданской вой­ ны. Снова поездки и походы, новые запи­ си. Новый герой — это уже не бунтарь- одиночка, а лучший представитель восстав­ шего народа — коммунист, вожак масс. Он обычен и смертен, как и все, но бессмерт­ ны его дела. Таков, например, Венгеров из ска-за «Почемч село Спасское стало назы­ ваться Венгеровом». Следующая книга «Сибирские сказы, предания, легенды'-'- включает все лучшее, что собрано А. А. Мисюревым. Дореволюционная наука не интересова­ лась рабочим фольклором, не признавала его художественной ценности, не собирала

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2