Сибирские огни № 12 - 1969
ПОИСКИ СОКРОВИЩ Разным бывает читательское признание, по-разному приходит оно к писателям. На пишет иной молодой поэт десяток хороших стихотворений, и уже улыбается с экрана телевизора своим однокашникам, выступает на литературных вечерах... Бывает и дру гое. Имя человека прочно вошло в науку, работы его изучают в вузах, они становят ся фундаментом научных исследований, вы соко оцениваются Академией наук, а автор на писательских Собраниях скромно устра ивается среди заднескамеечников и робко смотрит на молодых коллег, которые и не интересовались его трудами. •Именно так случилось с писателем и фольклористом Александром Александровичем Мисюревым. Вклад его в советскую фольклористику трудно переоценить. Он открыл огромные народно-поэтические сокровища, ввел их в научный оборот. В своих художественных произведениях он воссоздал эпоху завод ского крепостничества е Сибири, создал не забываемые обоазы бунтарей, народных заступников. Поражает его чувство языка, умение вживаться в народно-поэтическую стихию далекой эпохи. И это не случайно. А. А. Мисюрев рано осиротел. Воспиты вался в детском доме, у родственников. С четырнадцати лет собственным трудом за рабатывал себе на житнь. Подметал том ские улицы, грузил и разгружал баржи, ра ботал сверловщиком.. Непосредственное общение с людьми труда научило юношу понимать исконную мудрость русского на рода, выраженную в крепком, ядреном, терпком подчас слове, научило чувствовать красоту народной речи, народной поэзии. Способный юноша упорно учился, работал корреспондент см радио и газет; одержимый любовью к народной образной речи, он никогда не расставался с блокнотом и ка рандашом Сотни и тысячи записей, сотни пройденных дорог. И не случайно поиски привели А. Мисюрева в поселения древних сибирских рудников и заводов. От потом ков крепостных горнорабочих он записал многие сотни легенд, преданий и сказов, ра нее неизвестных науке Их создавали, лю бовно оберагали и передавали от одного поколения к другому. Они остроумны, ост росюжетны, всегда полны искреннего дра матизма. Отобрав лучшие произведения, в 1938 году А. Мисюрев опубликовал первый сборник «Легенды и были». Почти все опубликованные предания и сказы — это новеллы большой художественной силы. В простой, бесхитростной, лишенной всяких словесных украшений форме рассказана история заводского крепостного права в Сибири. Рассказана самим народом, воз рождена из небытия в образах, которые выносил народ на протяжении многих по колений. Прошло бы еще десятилетие, и эта яр кая, самобытна« и неповторимая поэзия ис чезла навсегда вместе с ее последними но сителями. И сохранена она только благо даря деятельности А Мисюрева. Профес сор М. К. Азадовский высоко оценил труд собирателя и предсказал, что собранные им произведения войдут во все антологии на родной поэзии. Так и случилось... Потребовалось второе издание. В 1954 году выходит новый сборник А. Мисюре ва — «Предания и сказы Западной Сиби ри». В нем не забыт фольклор горнорабо чих, но уже первый раздел составляют «предания и сказы ямщиков Сибирского тракта». Это народное повествование о ка торжном труде ямщиков, о людях сильных и смелых, способных преодолеть любые трудности Герои сказов обладают глубоким чувством человеческого достоинства, они способны противостоять капиталистическим хищникам и даже не склониться перед ца рем. Сибирский тракт, сыгравший исключи тельную роль в освоении Сибири, через ям щицкий фольклор — эту неписаную исто рию — вошел в наши дни, а жизнь его встала перед нами в живых и незабывае мых образах. Чутко прислушиваясь к голосу народа, А. Мисюрев не мог не увидеть, какую ог ромную роль в деле патриотического вос питания играют ппедания и сказы о рево люционерах и событиях гражданской вой ны. Снова поездки и походы, новые запи си. Новый герой — это уже не бунтарь- одиночка, а лучший представитель восстав шего народа — коммунист, вожак масс. Он обычен и смертен, как и все, но бессмерт ны его дела. Таков, например, Венгеров из ска-за «Почемч село Спасское стало назы ваться Венгеровом». Следующая книга «Сибирские сказы, предания, легенды'-'- включает все лучшее, что собрано А. А. Мисюревым. Дореволюционная наука не интересова лась рабочим фольклором, не признавала его художественной ценности, не собирала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2