Сибирские огни № 12 - 1969
Таким образом, мы не можем не заме тить, с одной стороны, бесспорного влияния на автора «Конька-горбунка» великого русского поэта, выступившего своими сказ ками в защиту простоты и народности в искусстве, а, с другой стороны, и столь же бесспорной — и осознанной — зависимости как Пушкина, так и Ершова от общего жи вотворящего источника — русского народ ного устно-поэтического творчества. При всем том, как и пушкинские сказки, «Ко нек-горбунок» — глубоко самобытное про изведение национальной литературы, само стоятельное творение талантливого поэта- сибиряка, вошедшее в золотой фонд отече ственной классики... Петра Павловича Ершова нередко на зывают homo unius libri — человеком одной книги. Действительно, «Конек-горбунок» своей славой затмил все остальные произ ведения писателя, а ведь его литературное наследие довольно обширно и разнообраз но (большое количество лирических стихо творений, сибирское предание — поэма «Сузге», драматический анекдот «Суворов в станционный смотритель», либретто опе ры «Страшный меч», цикл рассказов «Осен ние вечера», эпиграммы, несколько драма тических сцен и т. д.). Наконец, нельзя не упомянуть и о сочинениях Ершова, явив шихся плодом его многодетной прогрессив ной педагогической деятельности, когда он был сначала преподавателем, а потом ин спектором и директором Тобольской гимна зии и училищ губернии («Программа сло весности», «Мысли о гимназическом курсе» л д р . ) . Однако ни одно из названных выше ли тературных произведений не выдерживает никакого сравнения со знаменитым «Конь- ком-горбунком», этим ярким всплеском ра но созревшего художественного таланта. Таланта, к сожалению, не продолжившего свое дальнейшее развитие и совершенство вание, что к середине 50-х годов начал осознавать и сам поэт: Прошли невозвратно они —• Поэзии дни золотые; Погасли фантазьи огни, Иссякли потоки живые. В житейских заботах труда Года мой восторг уносили, А что не щадили года. То д о б р ы е люди убили- Не только мрачное настроение поэта, от которого ускользает своенравная и непо слушная Муза, отражают эти стихотворные строчки,— в них горькое признание несбы точности, неосуществимости в условиях тогдашней действительности^ «восторжен ных» юношеских мечтаний и планов. А ведь когда-то,— через год после первого издания «Конька-горбунка»,— молодой Ер шов, ободренный успехом своего литератур ного дебюта, полный сил и надежд на бу дущее, рисовал себе и своим товарищам по университету радужные романтические перспективы гражданских и духовных пре образований в Сибири: Какая цель! Пустыни, степи Лучом гражданства озарить, Разрушить умственные цепи И человека сотворить; Раскрыв покров небес полночных. Богатства выспросить у гор И чрез кристаллы вод восточных На дно морское кинуть взор. Подслушать тайные сказанья Лесов дремучих, скал седых И вырвать древние преданья Из уст курганой гробовых; Воздвигнуть падшие народы, Гранитну летопись прочесть И в славу витязей свободы Колосс подоблачный вознесть. Увы, ничего из этих «благих порывов» Ершову свершить не удалось. Вернувшись в 1836 году из Петербурга в Тобольск, по эт, по его словам, попал в «атмосферу тя желую для головы и для сердца». Благо родные юношеские иллюзии одна за другой лопаются, как мыльные пузыри; «свинцо вые мерзости» жизни угнетают Ершова; он не находит в себе сил, чтобы попытаться осуществить светлые, «исполинские» (по выражению самого поэта) идеалы студен ческих лет,— слишком ^ж они высоки и расплывчаты. Да и о каких попытках к действию может итти речь для наивного романтика, поклонника поэзии Бенедикто ва, к тому же добровольно оторвавшегося от главных политических и культурных центров России и — что особенно важно от передовой революционно-демократиче ской мысли 40-х — 50-х годов?.. Драма Ер шова как гражданина и патриота, усугуб ленная его личными несчастьями (смерть матери, первой и второй жены и детей) и изнуряющей борьбой с бюрократической рутиной, оборачивается для него и драмой поэта. В стихах Ершова все настойчивей начинают звучать ноты тоски и одиноче ства; он пишет о «людской злобе», о горь ком разочаровании в жизни, о «мрачной сени гроба», религиозные мотивы и настро ения занимают немалое место в его лири ке. «Живой мертвец среди живых», поэт (по свидетельству родственника, приведен ному в книге А. Ярославцева) в 1840— 1841 гг. был близок к самоубийству. Почти вся жизнь Ершова в Тобольске после 1836 года (и до самой смерти в 1869 году) — «фиал страданий», длинная цепь житейских неудач и разочарований, озаряемая короткими промежутками «тихо го семейного счастья», к которому он без успешно стремился, да скрашиваемая дру- жеским общением со ссыльными декабри стами. Но постоянно жило в поэте и «не постижимого мученья неистребимое зерно» творчества Заметные литературные удачи (поэма «Сузге». рассказ Таз-баши из «Осенних вечеров», стихотворения «Моя поездка», «Палы» и др.) случались у Ер шова тогда, когда он обращался к мотивам народного предания, песни, к образам н картинам родной природы, т. е. возвра щался к тем фольклорным истокам, из ко торых вышел его' бессмертный «Конек- горбунок». Г, КОРНЕВ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2