Сибирские огни № 12 - 1969
ку» свидетельствует о том, что гениальный писатель видел в Ершове одного из бли жайших своих последователей в борьбе за демократизацию русской литературы, борь бе, важным этапом которой были сказки самого Пушкина. Произведение молодого поэта-сибиряка, пронизанное острой иро нией и жгучей насмешкой над власть иму щими, исполненное оптимизма и веры в торжество народных сил, сразу же после выхода в свет стало чрезвычайно популяр ной, подлинно демократической книгой. Ершовский Иванушка, прячущий до поры до времени под маской дурака свое нрав ственное превосходство над царем и двор цовой челядью, и посейчас остается люби мым героем наших читателей, особенно юных, и вот уже не одно поколение вос питывается под животворным влиянием идеалов, воплощенных в мотивах и обра зах «Конька-горбунка» и глубоко народ ных по своему духу. При жизни Ершова — несмотря .на ро гатки и прямые запрещения царской цен зу р ы -с к а з к а выходила семь раз, а всего до 1917 года, «Конек-горбунок» выдержал более тридцати изданий. В советское вре мя число его изданий давно уже перешаг нуло за полусотню, и пока не видно конца этому уверенному его шествию. «Коньку-горбунку» суждена долгая жизнь, потому что — вместе со сказками Пушкина — он с малых лет приобщает нас к могучей чарующей стихии родного язы ка и устного поэтического творчества, за которой открываются просторы отечествен ной литературы, вводит нас в удивительно раздольный и богатый мир народных ве рований, дум, надежд, мечтаний. Сказка Ершова, как и всякое истинно художе ственное произведение, непринужденно и естественно вплетает в фантастическую ткань мотивы и детали реальной действи тельности, и в этом своем качестве она го товит нас к восприятию и усвоению под линной национальной истории русского на рода. Наконец, этот «ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с ар шинными ушами» «игрушечка-конек» в числе первых чудодейственно высекает для нас искры святой и высокой любви к той волшебной древней стране, где «русский дух», где «Русью пахнет». За горами, за лесами, За широкими морями. Против неба — на земле. Жил старик в одном селе, У старинушки три сына. Старший умный был детина. Средний сын и так и сяк. Младший вовсе был дурак. Братья сеяли пшеницу Да возили в град-столицу: Знать, столица та была Недалече от села. Там пшеницу продавали. Деньги .'четом принимали • И с набитою сумой Возврашалися домой. Эти строки к сказке Ершова, говорят, записал сам Пушкин. Сколь достоверно литературное предание,— сказать трудно. Но школа Пушкина здесь несомненна... В советском литературоведении суще ствует несколько точек зрения на сказку Ершова, на связь ее с устным народным творчеством и со сказками Пушкина: Одни исследователи (А. Гуревич и др.) идут в этом отношении за биографом Ер шова А. К. Ярославцевым, который в упо минавшейся уже книге писа'л: «Сказка «Конек-горбунок» по вымыслу не есть соз дание Ершова, она — произведенйе народ ное, и, как откровенно говорил сам автор, почти слово в слово взята из уст рассказ чиков, от которых он ее слышал, только он привел ее в более стройный вид и местами дополнил». Другие ученые (М. Азадовский, А. Пу- тинцев, П. Черных), отмечая целый ряд совпадений и параллелей в мотивах, обра зах, поэтике, стихотворной форме, даже размере (четырехстопный хорей со смеж ными рифмами —с чередованием пар муж ских и женских рифм),— указывают на прямую зависимость «Конька-горбунка» от сказок Пушкина, а также Жуковского и Казака Луганского (В. Даля). М. Азадов- окий пишет: «Из всех подражателей Пуш кина (подчеркнуто мною.— Г. К.) в этом роде творчества Ершов, несомненно, ближе всех к нему». Вместе с тем, отмечает ис следователь, «в отличие от сказок Пушки на, произведение Ершова не является пере работкой какого-нибудь одного определен ного сказочного сюжета... В поэме Ершова искусно сплетены различные мотивы рус ских сказок. В ней слышны отголоски ска зок о Жар-птице и Василисе-царевне, о Сивке-бурке, о волшебном коне, об Иваяе- царевиче и Сером волке, о Свинке-золотой щетинке, об Ерше Щетинникове, о Марке- богатом и Василии Бессчастном» (в книге: П. П. Ершов. Л., «Сов. писатель», 1961, стр. 19). Наиболее верной представляется нам точка зрения Виктора Уткова, литературо веда и прозаика, автора интересной пове сти о детстве и отрочестве П. П. Ершо в а— «Рожденный в недрах непогоды». Признавая, как и М. Азадовский, влияние Пушкина и Жуковского на творчество Ер шова, исследователь, однако, считает, что такое влияние носило лишь «характер бла готворного толчка», что «Конек-горбу нок»— не подражание (подчеркнуто мною.— Г. К.) литературным образцам, а самостоятельное произведение, рожденное жизненным опытом Ершова, его общением с людьми, желанием осмыслить окружа ющую его действительность. Будь ина ч е— сказка не дошла бы до наших дней, как не дошли сотни эпигонских подража тельных виршей того времени... «Конек- горбунок» представляет соббй не формаль ное соединение различных русских сказов, а стройное сюжетное, произведение, написан ное Ершовым на основе многих, слышанных им в детстве и юности сказок» (в книге: П П Ершов. Сочинения. Омск, 1950, стр. 279—280).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2