Сибирские огни № 12 - 1969
Ильича. Некоторые из них прошли с боями земли Румынии, Венгрии, Чехословакии и Польши, дошли с победой до самой Герма нии. Они восхитили друзей своей удалью и отвагой, доказали верность тувинцев идеям марксизма-ленинизма. Дружба советского и тувинского народов еще раз была скреплена кровью, пролитой на полях сражений. Как в довоенные, так и в годы войны не раз возникал вопрос о вхождении Тувы в состав СССР Теперь араты еще чаще ста ли запрашивать свое правительство и пар тию о том, когда решится вопрос о слиянии тувинцев с народами Страны Советов В декларации VII чрезвычайной сессии Малого Хурала республики (август 1944 года) подчеркивалось, что у тувинского на рода нет другого пути, кроме пути совет ского народа Жить и трудиться в единой семье народов СССР — заветное желание всего тувинского народа. Сессия назначила делегацию в составе товарищей С. Тока, А. Чимба и О Лопсан- чапа, поручив ей вручить декларацию Со ветскому правительству Выполнение этой почетной и ответственной миссии было свя зано с народной символикой Дело в том, что декларацию аккуратно завернули в бе лый аадан (квадратный кусок ткани или кожи для упаковки деловых бумаг) и пору чили бывшему батраку, красному партизану О. Лопсанчапу вручить М. И. Калинину Бе лый аадан — символ чисто iы и искренности побуждений аратов, а большая честь, вы павшая на долю О Лопсанчапа, говорила о том, что судьба народа — в руках именно того арата, который испытал на себе долю батрака в старой Туве, а потом строил на земле предков новую жизнь. 11 октября 1944 года на основе свобод ного волеизъявления Тува принимается в семью народов СССР. Начался качественно новый этап в ее развитии. Это великое со бытие в Туве было встречено с особым удовлетворением. Вся Тува радовалась ему, как весне. Участник боев по разгрому белогвардей- щины и интервентов на Дальнем Востоке Чамыян (русские товарищи называли его Красным Демьяном) заявил: «Еще в 1921 году, когда мы, тувинские партизаны, с оружием в руках вместе с русскими крас ными партйзанами завоевывали свободу для нашего народа изгоняли империалистов с нашей земли и свергли феодалов и эксплуа таторов,— еще тогда мы закрепили нашу братскую дружбу с великими нашими братьями — русскими. Эта братская дружба теперь, когда мы ведем смертельную борьбу с врагами, скреплена кровью наших сынов на фронтах Великой Отечественной войны. Я еще в 1921 году думал, почему Тува не вошла в единую семью советских народов? Но теперь я доволен, что долгожданное мое желание так же, как и желание моих соотечественников аратов-скотоводов, сбы лось. Спасибо тебе, родная Коммунистиче ская партия». Те же мысли выразила культармейка Иргит Дынгыжаа, сказав: «Мне 53 года, из них 30 лет я прожила при власти феодалов. Тогда не было для меня светлых дней, я влачила жалкое существование. Я голодала, ходила в лохмотьях. С помощью великого русского народа мы избавились от гнета эксплуататоров. Мы давно стремимся в од ну семью с народами ,СССР. Я не нахожу слов для того, чтобы выразить сейчас свою радость по поводу принятия Тувы в состав Союза ССР». Народный поэт Тувы Степан Сарыг-оол отлил в чеканные строки чувства и мысли аратов: И горд любой из нас произнести: Я гражданин Советского Союза! Таковы свидетельства истории. Они го ворят о том, что только по воле самого ту винского народа Тува стала органической частью Советской России — содружества свободных и равноправных. Но еще не пе ревелись люди, которым это не нравится, люди, которые пытаются утверждать обрат ное. Некий Р. Гартгоф, именующий себя ученым, заявляет, что СССР «аннексировал» Тузу. Это не случайно, потому что совре менный антикоммунизм стремится к тому, чтобы дискредитировать Советский Союз и его внешнюю политику. «Ученые» такого ти па, как Р, Гартгоф, проливают потоки кро кодиловых слез по поводу судеб малых па родов, придумывают дикую несусветицу, выливая грязь клеветы на дружбу народов СССР, на все их успехи и достижения. Наш народ с презрением осуждает и отвергает подобные измышления, решитель но заявляет, что никакая сила не свернет его с ленинского пути. * * * Тувинская АССР вместе со всей страной торжественно отметила 23-летие со дня вхо ждения Тувы в состав СССР, как самый светлый праздник дружбы и братства Ту винцы в этот день подвели итоги пройден ного пути, наметили себе еще более высокие рубежи на пути к коммунизму. Страна бывших кочевников-скотоводов превратилась в аграрно-индустриальную ре спублику Араты объединились в сельхозар тели, при огромной материальной помощи государства построили новые населенные пункты, перешли на оседлый быт. Крупные многоотраслевые, высокодоходные колхозы и совхозы, оснащенные современной техни кой, изменили психологию людей пги'ипгЛИ в семьи аратов достаток и культурный быт. Мне довелось присутствий, . . . . ..хе ресной беседе членов делегации Латино американских компартий со знатным чаба ном Монгуш Чела Гости сперва напомни ли, что, будучи единоличником,. Монгуш был вольный дитя природы, имел возмож ность самостоятельно распоряжаться своим хозяйством, А затем задали вопрос, не сте сняет ли его нынешняя форма хозяйствова ния и в чем он видит существенную разни цу между былым и настоящим?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2