Сибирские огни № 12 - 1969

Ю , Аранчын, кандидат исторических наук НОВАЯ ДОЛЯ АРАТА Как повсюду в Туве, так и в ее столице Кызыле — на улицах, в скверах и парках — много детей. Детей, как синь наших гор голубоглазых, как черемуха, черноглазых. Эти разноликие, разноязыкие маленькие лю­ ди вместе ходят в школы, в кино, в театры, на стадион — словом, живут полнокровной жизнью семьи единой. И глядя на них, с особой ясностью осознаешь, что единение людей — примета нашего времени, факел, зажженный- ленинской национальной поли­ тикой в сердцах миллионов. Великий Ленин завещал малым народам всемерно крепить братский боевой союз с Советской Россией, как опору свободного их развития, «идти вперед, крепко взявшись за руки». Всем сердцем и душой это завеща­ ние восприняли тувинские араты. В резолю­ ции, принятой на митинге аратов 2 мая 1925 года в городе Чадан, говорилось: «Мы, ранее угнетенные, впервые радостно празд­ нуя Ьень 1-го мая, праздник трудящихся всего мира, твердо заявляем свою готов­ ность стать под знамена III Интернациона­ ла, борющегося за завоевания прав трудя­ щихся, вождем которого был великий учи­ тель Ленин. Мы готовы объединиться с угнетенными нациями всего мира для ре­ шительной борьбы с империализмом». Рассказу о Советской Туве, как нам ду­ мается, должен быть предпослан небольшой экскурс в проштое, чтобы в убедительной форме раскрыть на примере Тувы величие свершений советского народа и КПСС в об­ ласти национальных отношений. После пятисотлетнего гнета монгольских ханов нашу страну захватили маньчжуро­ китайские завоеватели. В 1755—1758 годах с огнем и мечом прошли они по земле на­ ших предков, потопили ее в крови. За пол­ тора века жестокого колониального режима страна была доведена до полнейшего упад­ СОВЕТСКОЯ ТУВЕ — ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ка, экономика и культура не развивались, население было обречено на мучительнее вымирание. Китайский богдыхан драл с аратов по семь шкур. Ежегодно в императорскую каз-. ну Тува должна была сдавать 9 тысяч со­ болиных шкурок. Помимо этого надо было ублажать китайского генерал:губернатора и, его чиновников, да еще и местных феодалов. Собирая для императора соболиные шкур­ ки, феодалы придумали такие поборы, как «подошва» и «конский пот»: за износ во время сбора дани подошв чиновника, за ис­ пользуемую для сбора подати верховую ло­ шадь каждой юрте полагалось платить по 10 беличьих шкурок. Только этот побор до­ стигал по небольшому. Тоджинскому хошу- ну 5 тысяч беличьих шкурок. Китайские и российские купцы, конкури­ руя на местном рынке, опутали долгами почти Псе население. Тоджинские охотники были -поголовными должниками китайских ростовщиков. Многие араты Ойнарского, Салчакского, Малинского и других хошунов в начале XX века настолько увязли в дол­ гах, что по сути дела стали пастухами чу­ жих стад. Все, кому довелось посетить Туву в кон­ це XIX и начале XX веков, стали свиде-г телями ужасающего обнищания и вымира­ ния трудящихся аратов. Среди этих оче­ видцев были и такие, как английский путе­ шественник Д. Каррутерс, который прямо говорил «о несомненном угасании народа». В начале XX века в хошунах Маады и Чооду треть аратов не имела скота. В то же время известный ойнарский богач Ажи- кай, связанный с китайскими торговыми фирмами, имел, например, 10 тысяч овец, 5 тысяч коров, 2 тысячи лошадей, держал 72 пастуха и скотника, более .20 охотников. О тяжелой доле бедняков ярко и убеди

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2