Сибирские огни № 12 - 1969
Ю , Аранчын, кандидат исторических наук НОВАЯ ДОЛЯ АРАТА Как повсюду в Туве, так и в ее столице Кызыле — на улицах, в скверах и парках — много детей. Детей, как синь наших гор голубоглазых, как черемуха, черноглазых. Эти разноликие, разноязыкие маленькие лю ди вместе ходят в школы, в кино, в театры, на стадион — словом, живут полнокровной жизнью семьи единой. И глядя на них, с особой ясностью осознаешь, что единение людей — примета нашего времени, факел, зажженный- ленинской национальной поли тикой в сердцах миллионов. Великий Ленин завещал малым народам всемерно крепить братский боевой союз с Советской Россией, как опору свободного их развития, «идти вперед, крепко взявшись за руки». Всем сердцем и душой это завеща ние восприняли тувинские араты. В резолю ции, принятой на митинге аратов 2 мая 1925 года в городе Чадан, говорилось: «Мы, ранее угнетенные, впервые радостно празд нуя Ьень 1-го мая, праздник трудящихся всего мира, твердо заявляем свою готов ность стать под знамена III Интернациона ла, борющегося за завоевания прав трудя щихся, вождем которого был великий учи тель Ленин. Мы готовы объединиться с угнетенными нациями всего мира для ре шительной борьбы с империализмом». Рассказу о Советской Туве, как нам ду мается, должен быть предпослан небольшой экскурс в проштое, чтобы в убедительной форме раскрыть на примере Тувы величие свершений советского народа и КПСС в об ласти национальных отношений. После пятисотлетнего гнета монгольских ханов нашу страну захватили маньчжуро китайские завоеватели. В 1755—1758 годах с огнем и мечом прошли они по земле на ших предков, потопили ее в крови. За пол тора века жестокого колониального режима страна была доведена до полнейшего упад СОВЕТСКОЯ ТУВЕ — ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА ка, экономика и культура не развивались, население было обречено на мучительнее вымирание. Китайский богдыхан драл с аратов по семь шкур. Ежегодно в императорскую каз-. ну Тува должна была сдавать 9 тысяч со болиных шкурок. Помимо этого надо было ублажать китайского генерал:губернатора и, его чиновников, да еще и местных феодалов. Собирая для императора соболиные шкур ки, феодалы придумали такие поборы, как «подошва» и «конский пот»: за износ во время сбора дани подошв чиновника, за ис пользуемую для сбора подати верховую ло шадь каждой юрте полагалось платить по 10 беличьих шкурок. Только этот побор до стигал по небольшому. Тоджинскому хошу- ну 5 тысяч беличьих шкурок. Китайские и российские купцы, конкури руя на местном рынке, опутали долгами почти Псе население. Тоджинские охотники были -поголовными должниками китайских ростовщиков. Многие араты Ойнарского, Салчакского, Малинского и других хошунов в начале XX века настолько увязли в дол гах, что по сути дела стали пастухами чу жих стад. Все, кому довелось посетить Туву в кон це XIX и начале XX веков, стали свиде-г телями ужасающего обнищания и вымира ния трудящихся аратов. Среди этих оче видцев были и такие, как английский путе шественник Д. Каррутерс, который прямо говорил «о несомненном угасании народа». В начале XX века в хошунах Маады и Чооду треть аратов не имела скота. В то же время известный ойнарский богач Ажи- кай, связанный с китайскими торговыми фирмами, имел, например, 10 тысяч овец, 5 тысяч коров, 2 тысячи лошадей, держал 72 пастуха и скотника, более .20 охотников. О тяжелой доле бедняков ярко и убеди
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2