Сибирские огни № 12 - 1969

через двадцать минут, следя за будильником. Заводила и не давала зве­ неть: Ляля не спала двое суток. Сергей забылся... Будильник все-таки звякнул. — Понимаешь,— извинилась Анна,'—кормлю через полчаса и бо­ юсь проспать. Утром Ладочка таращила на Анну глаза и причмокивала, когда сверток на стульях пискнул и вдруг заахал требовательно. — Миленький, заплакал! — засмеялась Анна и, торжествуя, обер­ нулась к Сергею, смотрящему из-под ресниц.— Как раз сорок минут; Я теперь через сорок! Сам запросил, голосок появился! Она положила Ладочку и с нежностью, какой, показалось Сергею, еще не видел у нее, взяла сверток и прижала к себе. Мужчины уехали на работу. Мальчишка лопал уже через каждый час, и если ему не давали есть, начинал орать. Потом Лялька уехала, а Анна возилась с Максимом, как ей хотелось назвать ребенка, и эту ночь, и все следующие. Он был нетерпелив и требователен, и Сергей почувствовал к нему странную неприязнь — Ладочка, которая была, во­ обще, очень спокойной, представлялась заброшенной. Анна купала Мак­ сима, стирала пеленки. Наконец, он высказал логичную мысль: мальчишка поправился — на глазах наливался, но Анна, похудевшая, осунувшаяся, готова вот- вот свалиться. Пора бы Ляльке его взять, а молоко —что ж, молоко можно давать. В крайнем случае. — Ты с ума сошел! — возмутилась Анна.— Он погибнет немедлен­ но! Живет, пока у груди. Да Ляля и не сумеет с ним так...— добавила тихо, а у Сергея почему-^о перехватило горло. Максим пробыл еще неделю, пока не явилась из Тулы мать Ляли — она работала в роддоме и подыскала кормилицу. Ночью, когда мальчик в последний раз был накормлен, подъехало такси, и Анна, завернув, расцеловав и давясь слезами —все-таки нервы совсем сдали! — снесла Максима вниз и передала Лялькиной матери. Она вернулась, легла и долго еще смотрела на белый карниз, на кото­ ром передвигался лунный свет. 55 Можно предписать человеку размышлять в строго определенном порядке, то есть наметить ряд ходов элементарных, тогда мышление выйдет алгоритмическим. Самостоятельный же выбор действий куда бо­ лее сложен. Такому-то выбору и надо научить студента — мысль Сергея Николаевича постоянно возвращалась к новой, завладевшей им идее. И сам он, куда бы ни шел, как бы ни был занят, обязательно заверты­ вал в лабораторию обучающих машин и машин-экзаменаторов. Здесь толкались преподаватели разных кафедр, со своими металлическими и неметаллическими умными ящиками Отношение к этим ящикам было особое: их отлаживали не просто, как отлаживают машины: нашел причину —устранил —доволен (все равно, паровая турбина или электрический выключатель). С ними не­ заметно вступали в сотоварищество, от них ждали чего-то такого,-чего ждут в крестьянских хозяйствах от подрастающего сына. В надежде, возлагаемой на них, жило нечто таинственное, почти одушевленное. И люди, сходящиеся сюда, походили на заговорщиков. Может быть, по­ тому, что официально эта лабора-ория еще не существовала... Даже маленький носатый Орлов потрясал перед Сергеем Николае

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2