Сибирские огни № 11 - 1969
более концентрированном виде». Роль Вла димира несколько принижена, а сам он бе жит за рассерженным богатырем и угова ривает его. Эти мотивы, по мнению В. Си дельникова, возможно, были в каком-то первоначальном вапианте, который до нас не дошел. Они сохранились в барнаульском тексте. «Условия Сибири способствовали устному бытованию текста в том виде, в каком он был воспринят сибиряками от пер вых засельников края»,— пишет исследова тель. Эпизод, раскрывающий попытку доче ри Соловья-разбойника убить Илью Му ромца «сабелькой острой», В. Сидельников связывает с местными условиями, с древ ним охотничьим промыслом, весьма распро страненным в Сибири. Мотив помутнений реки, по мнению автора, идет из казачьих песен разинского или петровского цикла, а сюжет о бездетных родителях и чудесном рождении героя (якутские записи И. Худя кова) взят из казахского фольклора. (Не высказывая возражений против этого утверждения, отметим, что подобный мотив встречается не только в казахской сказке, но и в народной поэзии всех гюрко-мон- гольских народов). Анализ сибирских текстов и их сравне ние с общерусским эпосом дает основание исследователю заключить, что сибирским былинам свойственно несколько иное поэти ческое оформление (тексты Тупицына). На родные сказания, записанные в Иркутске Копержинским и Гуревичем, интересны по своей диалогической форме; они театрали зованы, насыщены красочной разговорной речью, что придает повествованию особую динамичность. Автор выявляет причины сохранности эпоса. Он отмечает, что в той среде, где «доистория длилась дольше (в среде нерус ского населения и у старообрядцев), текст был архаичнее, в более прогрессивной среде (например, в рабочей алтайской) он под вергался большой трансформации», что жи вучести эпической традиции в Сибири спо собствовала среда нерусского населения: якуты, буряты и др., которые воспринимали древнерусские былинные тексты не механи чески, а творчески, вставляя в тексты рас сказы о своем национальном характере, о своих национальных чертах. Подчеркивая немалую роль нерусского населения Сибири в хранении и развитии русского былинного эпоса, В. Сидельников не коснулся такого важного, на наш взгляд, вопроса, как обо гащение эпического репертуара русских си биряков былинами якутов и бурят. История знает немало фактов бытования среди рус ского населения героико-эпических сказаний бурят, которые воспринимаются народом как исконно русские былины. Эпос сибиря ков в книге «Былины Сибири» рассмотрен в тесной связи с жизнью сибиряков, с геми условиями, которые вели к угасанию ее от дельных образов, исчезновению сюжетов, мотивов и появлению новых. Глубокое знание истории Сибири, ее ро ли в хранении эпической традиции, в сохра нении новых вариантов и обилие фактиче ского материала, изученного в сравнении с общерусским эпосом, дали возможность ав тору выяснить закономерности развития и показать не только своеобразие эпической традиции в Сибири, но и само развитие русской науки о фольклоре. «Былины Сибири» проф. В. М. Сидель никова — полезная л нужная книга. Она явится ценным вкладом в советскую фольк лористику.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2