Сибирские огни № 11 - 1969
но, еще и не были в научном обиходе. Но вые записи былин были сделаны уже в со ветское время как самим проф. В. Сидель никовым, так и другими фольклористами. Итак, богатейший древнерусский эпос, собранный из многих районов и различных источников, послужил тем материалом, из которого и составлен сборник эпических пе сен и сказаний. Такою свода сибирских за писей былин в русской фольклористике еще не’было. В его появлении большая заслуга В. Сидельникова. В. Сидельников с глубоким уважением относится к фольклористическому наследию своих предшественников Обстоятельное из ложение их взглядов дает читателю воз можность объективно и верно оценить тру ды прежних исследователей и определить свои позиции. Ряд спорных доводов и по ложений, высказанных в трудах историков и этнографов, может быть разрешен только при тщательном анализе самого фольклор ного материала, поэтому исследователь прежде всего и переходит к изучению эпи ческой традиции в Сибири. Интерес к сибирскому фольклору, по предположению В. Сидельникова, возникает в конце XVI столетия, т. е. с самого нача ла появления поселенцев в Сибири.' А пер выми собирателями народной поэзии сиби ряков были летописцы — авторы Курган ской, Ремезовской и Строгановской летопи сей, часто вставлявшие в текст своих сочи нений эпические произведения. Заслуженное признание и правильную оценку получила деятельность историка В. Н Татищева, ис пользовавшего в своей знаменитой «Исто рии российской» фольклорный и этнографи ческий материал как исторический источник. Первые записи эпических произведений в Сибири относятся к началу прошлого ве ка. Это были тексты песен об Илье Муром це. опубликованные Ник. Полевым Они. как утверждает автор «Былин Сибири», яв ляются сокращенным вариантом известной эпической песни про «Сокол-корабль», за писанной в Иркутске (два списка), на Ко лыме (В. Г. Богоразом) и в двух енисей ских вариантах. Записи былин были сдела ны также С. И Гуляевым и его корреспон дентами в Барнауле, в Ордынске, в Лок- тевском. Сузунеком, Колыванском заводах от сказителей Тупицына, Калистратова, Епанешникова. Половникова и других. Все го от сибирских сказителей С. И. Гуляевым и его помощниками было записано около тридцати былинных текстов об Илье Му ромце, Добрыне Никитиче, Алеше Попови че, Михаиле Казарине, Дунае Ивановиче. Эти записи свидетельствовали о широком распространении и бытовании эпической по эзии в Сибири, имевшей кровную связь с древне-русским былевым эпосом. Проф. В. Сидельников высоко оценивает значение записей С. И. Гуляева, считает, что они «дают довольно целостное пред ставление о репертуаре древнерусских бы лин на Алтае и почти одни, без привлечения других сибирских эпических материалов, представляют весь олонецкий репертуар, собранный в свое время П. Н. Рыбниковым и А. Ф. Гильфердингом». В связи с решением затронутой пробле мы автор выдвигает в качестве одной из важнейших задач изучение характера соот ношения эпической традиции со специфиче скими условиями заселения сибирского края. Привлекая документальные данные из исторической и географической литературы, а также свидетельства фольклористов, ис следователь приходит к выводу, что были ны из своих «древнейших очагов» проник ли в Сибирь вместе со своими носителями, видимо в XVI—XVII вв., что носители эпо са Сибирч тесно связаны с эпической тра дицией северных районов России, и, воз можно. некоторые былинные тексты были занесены в Сибирь, как и на север, скомо рохами. На обширном материале сибирских запи сей В. Сидельников довольно убедительно показал многообразие сибирского фолькло ра, собранного за три с лишним столетия с момента заселения Сибири, и доказал не состоятельность утверждений дореволюци онных историков литературы об отсутствии и Сибири народной Поэзии и неспособности сибиряков к самостоятельному поэтическо му и музыкальному творчеству. Исследователь выявляет в сибирских былинах го особенное, что отличает их от общерусских былин. К этим отличительным чертам ученый относит прежде всего сильно^ выраженную антикняжескую направлен ность. принижение роли князя Владимира, появление эпизодов, связанных с условия ми местной жизни. Так, в сибирских бы линах, и — особенно в пропетых барнауль ским сказителем Тупицыным, антикняже- ская направленность выражена «резче и »
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2