Сибирские огни № 11 - 1969
чюрьгх сохраняются в «задубевшей» от страшных морозов земле. Эмоциональность повествования усили вается тем, что растения в рассказах оли цетворены: они смотрят, чувствуют, уходят спать, с ними можно разговаривать; глаза ми цветов писательница как бы смотрит на окружающий мир. Вся книга проникнута •светлым жизнерадостным мироощущением, читается легко и с увлечением. Предназна ченная для детей среднего школьного воз раста, она с неменьшим интересом будет встречена и взрослыми. К незначительным недостаткам сборника можно отнести преувеличение роли росто вых веществ, древности происхождения аиедзведскии, неточности в некоторых на званиях (употребительнее «пионы», а не «пеоны»; дельфиниумы «мальвоцветные», а ае «мальвовые» и пр.). Вряд ли стоило в •олицетворении природы идти до наделения растений сердцем (в природе часто ценно как раз то, что несходно с нами). Стоило ли рассказывать о выкапывании лесных орхи дей, ведь сама писательница ратует за со хранение редких растений, исчезающих в результате варварского отношения к ним или недальновидной хозяйственной деятель ности человека? Вместо рисунков лучше бы использовать цветные фотографии... Увлекательная и полезная книга А. Ко- рытковской найдет путь к широкому чи тателю. Я. Ш А Р А К ШИ НО В А БЫЛИНЫ СИБИРИ нига «Былины Сибири», написанная из- * * вестным фольклористом профессором В. М. Сидельниковым1, вышла под редак цией ученых Н. Ф. Бабушкина и Я. Р. Ко шелева. Исследование посвящено одной из актуальных гроблем современной науки — изучению эпической традиции в Сибири, проблемы, которая не раз волновала ученых и ставилась и в дореволюционной и в со 1 В. М. С и д е л ь н и к о в . Былины Сибири. Т о м ск , изд. Т ом ского ун-та, 1968 г. ветской фольклористике, но оставалась до конца не решенной. Богатейший эпический материал, записанный в различное время и в разных местах Сибири, опубликованный в газетах, журналах, этнографических сбор никах и трудах по истории и географии края, до последнего времени оставался не собранным воедино и почти не исследо ванным. Еше в 1939 году М. К. Азадовский ста вил вопрос об исследовании судеб былии- ной традиции в Сибири, о характере ее эпи ческого репертуара, о местных элементах в ней (М. К. Азадовский, С. И. Гуляев. Предисловие к сборнику «Былины и исто рические песни из Южной Сибири», Ново сибирск, 1939 г., стр. 16). Поставив перед собою сложную и акту альную проблему, В. Сидельников верно определил путь к ее решению. Он начал исследование с конкретных явлений фольк лорной жизни в Сибири и прежде врего бытового былевого эпоса, в котором веду щая роль принадлежит героическим были нам. В работе уделено внимание освеще нию достижений отдельных ученых в изу чении интересующей проблемы. В. Сидель ников собрал весь сибирский материал по древнерусскому эпосу дал подробный те матический репертуар местных сказителей, произвел его сравнение с репертуаром ска зителей Севера, Урала, Дона. Весь былевой материал в книге распре деляется в зависимости от районов записи, по следующим географическим пунктам: Ал тайский край, Забайкалье, Приангарье, Ир кутская и Омская области. Крайний Север. Привлеченные тексты показывают, что бы лины были собраны главным образом в Центральной части Сибири, в ее юго-запад ных и восточных районах. Однако в связи с постановкой этой проблемы было бы уме стно и выяснение особенностей географиче ского распространения былин в Сибири, так как освещение этого вопроса объяснило бы причины неравномерности распределения и различной степени сохранности былевого эпоса в отдельных уголках Сибири, занятых русскими поселенцами. Автор не ограничился привлечением и анализом былин, собранных за прошлые де сятилетия большой армией любителей «жи вой старины», но дополнил его новыми за писями, которые оставались до сих пор не известными исследователям, а следователь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2