Сибирские огни № 11 - 1969
ная, немерянная», «мятежная, нежная, гро зовая» и I. д. Этот набор эпитетов, стран ный вне контекста, как это ни удивитель но, не выглядит более обоснованным и убе дительным и в контексте целого стихотво рения: Навстречу Россия хлещет в -распахнутые глаза! Саранки, лини, линкоры... Загадочна и лиха от атомного мотора до пушкинского стиха. Зачем здесь «саранки, лини, линкоры»5 А вдруг только ради удачной звукозапи си, аллитерации?.. Появляются и строки откровенно ба нальные (снова стихотворение о России): «Ты на тысячи лет повенчалась с грозою, никогда тебе нет и не будет покоя». Взволнованная, торжественная интонация не соответствует нашему общему впечатле нию от стихотворения, где верная фило-, софская мысль не стала мыслью поэтиче ской. Некоторые стихи на современные темы выглядят эффектными лишь внешне, оставаясь поверхностными по сути. Тако вы «Искусственный спутник», «Теория ве роятности», «Начало», «Цепная реакция» — стихи, в которых мы встречаемся с несве жими. повторенными уже бесчисленное ко личество раз поэтическими образами, став шими «общим местом» для лирики на со временную гему. Огорчает и недоверие ав тора к читателю, постоянное стремление делать за него выводы, стремление тем более оби то е, что выводы эги иногда до вольно-таки прямолинейны и декларативны: В небо глядят радары. В небо глядят ракеты. Именем человечества мы отрицаем смерть. В. Назаров слишком часто и легко обра щается к «вечным» вопросам, но ставит и разрешает их с чрезмерной поспешностью и даже лихостью, и то, что вначале произво дит впечатление глубокого раздумья.истин ной Жажды познания мира, оказывается иногда только стремлением к глубине, толь ко тягой к познанию. В поэзии В. Наза рова далеко; не Ьсегда осуществляется слит ность эмоциональною и, рассудочного, по- этому, идеи поэта подчас остаются, только идеями, скорее правильными, чем художе ственно убедительными. В таких случаях не спасает даже яркая, экспрессивная и подчае оригинальная образность. В. Назарову как поэту свойственно свое образное дарование, связанное с повышен ным ощущением ритма современности. Он, несомненно, талантливый и культурный по эт, вбирающий в сферу своего поэтического внимания все богатство жизненных явле ний. Тем более досадно видеть у него сти хи эффектно-поверхностные и ложно-глубо комысленные. С. Щ Е Г Л О В КОНЕЦ ЖЕСТОКОГО МИФА / “*нова и снова «Н», «Н-о», «Н-ко» появ- , , ^ л я л с я в очерках и рассказах о Бегичеве то как убийца, сумевший замести следы, то к а к . изувер с дьявольской изобретательно стью подстроивший все так, что незначи тельная болезнь Бегичева стала роковой. И ни для кого на Таймыре не было секре том, что своими «Н», «Н-о». «Н-ко» авторы намекают на здравствующего колхозного бухгалтера, бывшего члена артели «Белый медведь» В \У Натальченко. Три десятилетия под подозрением... И не только Натальченко, но и те, кто, по рас пространенной .версии, видел и не заступил ся, знал правду, но малодушно солгйл след ствию...» Это строчки из вышедшей недавно кни ги известного журналиста и писателя Геор гия Кублиикого «Все мы — открыватели»1. В ней собраны очеоки о Фритьофе Нансене И. Егоре Ковалевском, Николае Ивановиче Вавилове и Георгии Ушакове, покорителе снежных вершин Абалакове и енисейском капитан-наставнике Константине Мецайке, отце астроботаники Тихове и первом евро пейце в Хиве, Бухаре, Самарканде —Армя нин Вамбери... 1 Г.е о р г и й К у б л и ц к , ий. .Все мы —от» крыватели. М.\ изд. «Мысль», (968 г.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2