Сибирские огни № 11 - 1969
ное выпрямление человека, его борьба с собственными нраве >венными слабостями, великое счастье победы в нелегком поедин ке с самим собой — гема бесконечно важ ная. Интерес к книгам В Липатова в этом свете понять не трудно: они и современны, и своевременны. А. П О Б Е Д И Н А СТРЕМЛЕНИЕ К ГЛУБИНЕ П оэзии В. Назарова свойственна те- 4 матика, типичная для философской лирики. Автора волнуют «вечные темы» жизни и смерти, мира и человека, Родины, предназначения и роли поэта в обществе. Таково, в частности, программное стихо творение нового сборника В. Назарова «Формула радости».1 Познать единство мира и запечатлеть его в своем творчестве, вместить в себя весь мир во всем его многообразии — вот задача поэта. На пальцах лезвием ножа я срезал кожу осторожно, живые нервы обнажа, до срока скрытые под кожей. Болит под пальцами земля. Дыханье трав грохочет громом. Во мне смешались смех и стон, и мне уже не нужно имя. Я — все И тысячи имен легко становятся моими. Многие стихи В. Назарова объединяет тема природы. Именно здесь мы находим интересные поэтические находки, выношен ные яркие слова, убедительные интонации, чувствуем собственный голос автора, убеж даемся, что это его стиль, его мысль, его личное чувство. Первая часть цикла «Триптих» проник 1 В. На з а р о в Ф о р м ула радости. Стихи. Красноярск, кв. изд., 1968 г. нута неподдельным ощущением близости лирического героя к природе, желанием пристально всмотреться в ее жизнь и запе чатлеть эту жизнь в точных образах. Поэт верит «без тени сомнения» в под линную одушевленность природы, видит, как «бродят у ветхой запруды деревья», как «зеркальные карпы запрятали радуги в омут» Природа в первой части цикла — простая, доверчиво открывающая человеку свои тайны. Вторая часть пронизана тревожными чувствами. Герой воспринимает природу как мучительную загадку, темную тайну. Четкие, резкие, одинаково сильные ударе ния усеченного амфибрахия придают сти хотворению характер мрачного заклина ния. Ту же роль выполняет многозначи тельный, «зловещий» словарь и многочис ленные, хорошо рассчитанные аллитерации: Три ведьмы, три ведьмы —- три сводных сестры — над черным ручьем запалили костры. Три ветра, три ветра — три шалых шута — из тучи воздвигли подобье креста. Три ночи, три ночи, округе грозя, горят светофорами волчьи глаза... В третьей части «Триптиха» высказыва ется главная мысль произведения. Даже в «белом городе», где лишь бетон и сталь да «реактивный свист ракет комком у гор ла», откуда природа почти полностью вы теснена, сквозь асфальт пробивается тон кий стебелек травы. И поэт умеет разгля деть этот стебелек, что «иголки тоньше», обрадоваться ему и 'понять непобедимую силу природы, почувствовать свою причаст ность к ней Естественно, у В. Назарова, поэта на шего времени, многие «вечные» вопросы сформулированы, поставлены так, как они могут быть поставлены только в нашем веке: «Кто создал мир — Эйнштейн или Бетховен? Что нужно миру — разум или сердце?» и т. п. К сожалению, не все темы, за которые берется автор, ему одинаково удаются. Так, во многих стихотворениях В. Назарова возникает тема Родины. Но как осознает поэт Россию, какой она ему представляет ся? Россия, оказывается, «отчаянная, ноч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2