Сибирские огни № 11 - 1969

ное выпрямление человека, его борьба с собственными нраве >венными слабостями, великое счастье победы в нелегком поедин­ ке с самим собой — гема бесконечно важ­ ная. Интерес к книгам В Липатова в этом свете понять не трудно: они и современны, и своевременны. А. П О Б Е Д И Н А СТРЕМЛЕНИЕ К ГЛУБИНЕ П оэзии В. Назарова свойственна те- 4 матика, типичная для философской лирики. Автора волнуют «вечные темы» жизни и смерти, мира и человека, Родины, предназначения и роли поэта в обществе. Таково, в частности, программное стихо­ творение нового сборника В. Назарова «Формула радости».1 Познать единство мира и запечатлеть его в своем творчестве, вместить в себя весь мир во всем его многообразии — вот задача поэта. На пальцах лезвием ножа я срезал кожу осторожно, живые нервы обнажа, до срока скрытые под кожей. Болит под пальцами земля. Дыханье трав грохочет громом. Во мне смешались смех и стон, и мне уже не нужно имя. Я — все И тысячи имен легко становятся моими. Многие стихи В. Назарова объединяет тема природы. Именно здесь мы находим интересные поэтические находки, выношен­ ные яркие слова, убедительные интонации, чувствуем собственный голос автора, убеж­ даемся, что это его стиль, его мысль, его личное чувство. Первая часть цикла «Триптих» проник­ 1 В. На з а р о в Ф о р м ула радости. Стихи. Красноярск, кв. изд., 1968 г. нута неподдельным ощущением близости лирического героя к природе, желанием пристально всмотреться в ее жизнь и запе­ чатлеть эту жизнь в точных образах. Поэт верит «без тени сомнения» в под­ линную одушевленность природы, видит, как «бродят у ветхой запруды деревья», как «зеркальные карпы запрятали радуги в омут» Природа в первой части цикла — простая, доверчиво открывающая человеку свои тайны. Вторая часть пронизана тревожными чувствами. Герой воспринимает природу как мучительную загадку, темную тайну. Четкие, резкие, одинаково сильные ударе­ ния усеченного амфибрахия придают сти­ хотворению характер мрачного заклина­ ния. Ту же роль выполняет многозначи­ тельный, «зловещий» словарь и многочис­ ленные, хорошо рассчитанные аллитерации: Три ведьмы, три ведьмы —- три сводных сестры — над черным ручьем запалили костры. Три ветра, три ветра — три шалых шута — из тучи воздвигли подобье креста. Три ночи, три ночи, округе грозя, горят светофорами волчьи глаза... В третьей части «Триптиха» высказыва­ ется главная мысль произведения. Даже в «белом городе», где лишь бетон и сталь да «реактивный свист ракет комком у гор­ ла», откуда природа почти полностью вы­ теснена, сквозь асфальт пробивается тон­ кий стебелек травы. И поэт умеет разгля­ деть этот стебелек, что «иголки тоньше», обрадоваться ему и 'понять непобедимую силу природы, почувствовать свою причаст­ ность к ней Естественно, у В. Назарова, поэта на­ шего времени, многие «вечные» вопросы сформулированы, поставлены так, как они могут быть поставлены только в нашем веке: «Кто создал мир — Эйнштейн или Бетховен? Что нужно миру — разум или сердце?» и т. п. К сожалению, не все темы, за которые берется автор, ему одинаково удаются. Так, во многих стихотворениях В. Назарова возникает тема Родины. Но как осознает поэт Россию, какой она ему представляет­ ся? Россия, оказывается, «отчаянная, ноч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2