Сибирские огни № 11 - 1969

Прончатоэа потому, что у него достойный противник и молодого директора ожидает борьба серьезная, а не шутейная игра в поддавки. Вишняков — «несуетный, основатель­ ный, значительный человек». И главное — в личном плане абсолютно искренний и честный. «Вишняков работал истово, пре­ дельно честно. О его принципиальности, справедливости ходили легенды, а о том, что он был бессребреником, люди говори­ ли с восхищенным почтением: «Полена дров для себя не возьмет. Замерзать бу­ дет, а не возьмет». Бесспорная моральная чистота Вишня­ кова подтверждается и тем, что «семью свою он люоил преданно: смотришь, ведет ребятишек в детсад, назавтра рысью бе­ жит по улице с аптечными пузырьками в руках, через месяц ночами торчит возле больницы, где рожается еше один его отпрыск». Наконец, Григорий Вишняков — отнюдь не случайный человек на партий­ ной работе Так почему же возникает кон­ фликт между двумя людьми, близкими друг к другу и социально, и по возрасту, и по жизненному пути? Почему так непри­ миримы они друг к другу? В. Липатов на эти вопросы отвечает даже с излишней назойливостью, словно опасаясь, что кто- нибудь может его че понять. Всем хорош Вишняков, но вот толь­ ко он внутренне неподвижен, не понимает, как быстро и непрерывно меняется жизнь, не умеет и не хочет меняться вместе с ней. Вишняков — становившийся человек, н поэтому его достоинства теряют свою ценность. Хуже того, вступают в противо­ речие с новыми условиями, с новыми об­ стоятельствами жизни. Об этом В. Липа­ тов напоминает много раз. «В сорок седьмом году, когда Пронча- тов на каникулы приехал в Татар из лесо­ технического института, он при встрече с Вишняковым остолбенел: шел навстречу тот самый Гришка, что в сорок пятом вер­ нулся с фронта. Желтым, словно опален­ ным войной, было его лицо, настырно скри­ пели до блеска надраенные старенькие са­ поги, та же гимнастерка, побелевшая от стирок, ловко обхватывала крепкий торс». «Железным человеком был Григорий Вишняков, продолжая жить фронтовой жизнью, не знал полутонов, черное для него всегда было черным, белое — белым. видимо, поэтому ни пятнышка, ни цара­ пинки не было на послужьом списке Виш­ някова: не пил, не курил, не изменял лю­ бимой жене. Броня прошлых заслуг, сталь сегодняшних добродетелей надежно при­ крывали выпуклую орденоносную грудь парторга». «Все было бы по-другому, если бы Вишняков понял, что в мире происходит промышленная революция, а сама жизнь так стремительно изменяется, что в ней нет мес 1 а не только гимнастеркам времен Оте­ чественной войны, но и широким брюкам пятидесятых годов». Так пафос повести, пафос развития и совершенствования человека, формирова­ ния нового, социалистического характера за счет преодоления собственных ошибок и слабостей раскрывается не только исто­ рией возвышения директора Прончатова, но и от обратного — историей крушения «железного» парторга Вишнякова. В. Ли­ патов верен и правде жизни, и законам ис­ кусства, не превращая Вишнякова в кари­ катуру, подчеркивая его немалые личные достоинства. Тем убедительнее и яснее становится, как опасно отстать. Федор Анискин, Лида Вараксина, Олег Прончатов — на первый взгляд, совсем разные люди. Крепкий шестидесятилетний сибирский мужик, словно воплощающий в себе устойчивость и основательность кре­ стьянского бытия; сельская комсомолка, влюбившаяся в городскую культуру, до подлинного смысла которой она еще не добралась; высокообразованный инженер, подлинный представитель научно-техниче­ ского прогресса — так решительно отлича­ ются заглавные герои трех почти одновре­ менно написанных повестей В. Липатова. Можно подумать, что художник раз­ брасывается, ище! свою тему, свою сферу исследования жизни. На самом же деле, в этом внешнем разнообразии — очевидная последователь- кость. В Липатова волнует процесс рожде­ ния героя, рождения новых человеческих характеров, процесс, невозможный без пре­ одоления слабостей и ошибок, и главное — требующий немалого мужества. Болезни роста и радость преодоления этих болезней одинаково свойственны и многоопытному милиционеру, и наивной просветительнице, и могучему Прончатову. В литературе сегодняшнего дня духов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2