Сибирские огни № 11 - 1969
И поступает так не честолюбивый карье рист, а вполне положительный герой, ав торские симпатии к которому не скрыва ются ни на одной странице. Так сквозь характер и поступки Прон- чатова просвечивает мысль, что и честолю бие не заслуживает однозначной оценки. На чем основываются карьеристские планы и устремления Прончатова? Прежде всего на абсолютной убежденности, что он нужен делу, что именно он, а не его кон курент Цветков, обеспечит и выполнение плана, и рост технической оснащенности предприятия. Но за всеми производствен ными соображениями и в полной неотде лимости от них встают и соображения че ловеческие, социальные. Прончатов влюб лен в свой Татар точно так же, как Анис кин в свою Кедровку Он искреннее ппивя- зан к этой земле, к ее людям, чьи достоин ства и недостатки, доблести и слабости знает издавна и с такой доскональностью, которая никак не уступает анискинской. Кровная привязанность к Тагару, забота о его будущем, о судьбах земляков, об их счастье— вот что вдохновляет «карье ризм» Прончатова, превращая его тем са мым в нечто совсем противоположное при вычному пониманию карьеризма. Олег Прончатов хочет быть директо ром, потому что знает: он может им быть и лучшего руководителя для Татарской сплавной конторы не найти. А Цветков, которого прочат на эту должность, не только «скучный, унылый, толстый и рых лый» человек. Он опасен и для дела, и для людей, потому что его важнейшие от личительные признаки — «сладкая улыбка вместо ответа на вопрос, фальшивая чут кость, умение ладить с начальством всех рангов и поверхностное знание техники». Когда Прончатов откровенно говорит: «Я хочу быть директором»,^ то его слова отнюдь не признание в ячестве и нескром ности. а прямота и бескомпромиссность в понимании интересов дела и своей ответ ственности з? них. Композиция повести, переплетающая прошлое, настоящее и бу дущее Прончатова, должна убедить нас в его правоте и в то жр время раскрыть истоки формирования его характера. Нужно сказать правду — именно в этих исторических экскурсах многое чересчур уж назидательно-иллюстративно и в силу этого нарочито. Вог Олег Процчатов— му жественный школьник, способный держать руку на огне, вот он — бесстрашный инже нер, в одиночку воюющий с наглой ордой уголовников, а вот директор огромноге хозяйства, который отрывается от важных дел, чтобы сосватать своих подчиненных и подарить им немного личного счастья. Сам прием выборочной демонстрации эпизодов уже таит в себе опасность под гонки фактов под нужную мысль, и В. Ли патову на этот оаз не удалось пройти без потерь избранный им фарватер. Но глав ная и самая ценная мысль повести все же свободно вытекает из логики образов, а не подтверждается суммой искусственно найденных примеров. И это мне, прежде всего, видится в том, что Олег Пронча тов побеждает не Цветкова и его сторон ников, а свои собственные слабости. Если честолюбие Олега Прончатова на ходит оправдание, то можно ли вместе с тем оправдать те приемы и приемчики, ко торыми без всяких угрызений совести пользуется кандидат в директоры? Можно ли оправдать его постоянное заигрывание со знатным татарским плотником Никитой Нехамовым? Можно ли одобрить его склон ность хитрить и дипломатничать, его страсть к интриге и розыгрышу? В конце повести есть иронические стра ницы, повествующие о том, как руководи тели обкома жестоко и безжалостно разыг рали самогс Прончатова, раз и навсегда отбив V него охоту хитрить и лукавить. Повесть В. Липатова убеждает, что это было сделать необходимо и во имя инте ресов дела, и во имя интересов самого Прончатова. Пожалуй, оправдание разорванной и не сколько искусственной композиции повести заключается как раз в том, что она ясно подчеркивав! динамизм в построении ха рактера заглавного героя, его способность к развитию и совершенствованию. Симпа тии В. Липатова к Прончатову не мешают писателю видеть его недостатки. Наоборот, они диктуют необходимость их преодоле ния, составляющего важнейший внутренний сюжет повести. Именно способностью изменяться и со вершенствоваться Олег Прончатов и проти востоит своему главному антагонисту — парторгу Вишнякову. ■ Образ Вишнякова имеет в иовести- -осо бое значение, Мы верим в. силу а мужество
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2