Сибирские огни № 11 - 1969

лежала такая ровная, такая светлая, слов­ но снежной лентой текла в океан. И стоял, с ног до головы белый, с белой головой, на берегу Оби осокорь». Естественно, что деревенские люди для Анискина свои, близкие, и хотя по своим многотрудным обязанностям участкового уполномоченного он знает и должен знать о них все самое скверное,— живет в нем необоримая вера, что никакой настоящей скверны в них нет. Застрял здесь, правда, от стародавнего времени один-единствен- ный подкулачник Дмитрий Пальцев. Но это лишь исключение, подтверждающее правило. И поэтому, убедившись, что имен­ но Пальцев совершил еше одно злое де­ ло, Анискин говорит с торжеством: «Нет в деревне другого человека, окрдмя тебя, что мог бы молодого лося срезать. Большая у меня легкость на сердце от этого». Именно в этих словах из первой новеллы цикла содержится ключ к пониманию всей книги. «Деревенский детектив» — это книга о том, как вслед за социально-экономически­ ми изменениями в деревне последовали изменения нравственно-психологические, это книга о новом моральном облике си­ бирского крестьянина. И путь, избранный художником, отнюдь не самый легкий и не самый очевидный, хотя, возможно, и наи­ более доказательный. Ведь милиционеру, прежде всего, приходится иметь дело не с фактами, свидетельствующими о чистоте и благородстве, о торжестве новой комму­ нистической нравственности. Наоборот, к нему стекается все грязное и порочное, все, продиктованное пережитками вчераш­ него дня. Следовательно, доказательство нравственного роста здесь возникает от обратного, и такой аргументации никак нельзя отказать в особой убедитель­ ности. Умный и опытный милиционер Анискин уверен, что в деревне Кедровке остался всего один человек, способный срезать мо­ лодого лося. Так до предела сузилась со­ циальная база преступности, и это решаю­ щая .причина нравственных сдвигов. Очевидно, весь цикл' построен так. что­ бы убедить читателя в уязвимости позиций Анискина, в преждевременном оптимизме его суждений. Если первый рассказ знако­ мит нас с последним подкулачником Дмитрием Пальцевым, то завершающее произведение — повесть «Три зимних дня»— повествует об убийстве Степана Мурзина и ошибке Федора Анискина. Участковый уполномоченный долго жил в убеждении, что все его однодеревенцы (кроме одного!) уже очистились от сквер­ ны прошлого, и ему хочется думать, что убийство — следствие вмешательства ка­ ких-то чужих сил. Он вообще склонен счи­ тать, что всякая нравственная порча идет от посторонних пришельцев, от города. Именно поэтому история следствия по делу об убийстве так тесно переплетается с конфликтом между Анискиным и его до­ черью Зиной, проявляющей опасный, с точ­ ки зрения отца, интерес к городскому че­ ловеку инженеру Степанову. И то, что всеведущий Анискин не уга­ дал, что убийца — коренной житель Кед­ ровки, и его несправедливое отношение к Степанову — все идет от одной причины: Анискин переоценил степень социально­ нравственного обновления Кедровки, его ослепление — от любви, его недостатки — продолжение его достоинств. Гак ратует автор за необходимость трезвого, всесто­ роннего исследования жизни, так преду­ преждает он об опасности преждевремен­ ного успокоения, игнорирования всей слож­ ности и противоречивости нашего сегодняш­ него дня. Критики, склонные видеть в образе Анискина приукрашивание действительно­ сти, прошли мимо совершенно очевидной авторской позиции, выраженной в постоян­ ном ироническом тоне. Анискин не только утверждается, но и осуждается — за мест­ ничество, за узость и ограниченность свое­ го взгляда на жизнь, за то, что он отстал от ее быстротекущих процессов. В. Липатов любит своего героя, так же как он любит и Лиду Вараксину. Но в обоих случаях перед нами любовь требова­ тельная, любовь, не прощающая слабости и просчетов. В такой бескомпромиссности и ясности авторской позиции — одна из по­ стоянных особенностей Липатова; и об этом с новой силой свидетельствует его повесть «Сказание о директоре Прончато- ве». В центре повести ситуация, на первый взгляд, удивляющаа. Олег Прончатов энергично борется за свое назначение ди­ ректором сплавконторы. И в этой борьбе он оказывается способным на разного ро­ да обходные маневры, хитрости, уловки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2