Сибирские огни № 11 - 1969
тихо, ни скучно, а как раз так, как читает человек, который прочел пять-шесть десят ков книг, половина из которых — школь ные учебники. Она читала сразу только одно слово, поэтому не знала, что следует дальше, и у нее получилось так, что в стро ке все слова стоят по отдельности. Лида V не могла придавать строке и предложе нию смысловое выражение, и от этого сло ва звучали одинаково монотонно, а выде лялись только те, которые нельзя было не выделить». Перевес вещного над духовным, внеш него над внутренним и составляет самую основу нелегких переживаний Лиды, о ко торых Липатов говори! и с грустной оза боченностью, и с нескрываемой иронией. Поверхностность и шаблон абсолютно чуж ды Лиде, и по самой сути, по натуре сво ей она противостоит их воздействию точно так же, как ее волосы упрямо не дают се бя уложить в «пышную высокую причес ку». Всякое насилие над естественностью делает Лиду смешной и жалкой, и где-то в глубине ее души медленно и упорно зре ет протест. В суровые тридцатые годы Л. Леонов однажды предупредил: «Зажиточность без культуры — мещанство». Сегодня, во вре мя коренных улучшений в материальном уровне жизни, это предупреждение звучит особенно актуально. Отнюдь не только в деревне, а может быть, даже не столько в деревне, благоденствуют молодые люди, са модовольно считающие, что транзистор и мини-юбка — доказательство их духовного роста, их прописки в космическом веке. Среди узколобых поклонников этого мо дернового фетишизма есть разные особи — от развращенных бездельников до искренне и наивно заблуждающихся простаков. В. Липатов справедлив к Лиде Варакси ной и в том, что сочувствует ей, и в том, что непримирим к ее узости, к ее непони манию истинного- смысла жизни. Человек не может быть счастлив, если его идеалы фальшивы и ограниченны, если он стре мится к. тому, что не достойно человека. Уже в «Деревенском детективе» В. Ли патов обнажил социальную враждебность попыток поэтизации примитивной, есте ственной жизни. Не кто иной, как поп Стриганов, заявляет Анискину: «Я, может, первый из всех понял, что правда, она в самой простой жизни. Рыбалка, охота, паш ня — вот она, правда, а все другое ложь. Человеку чем проще, тем оно лучше». В повести «Три земных дня» В. Липатов очень убедительно показывает, как корот ко расстояние от этой проповеди до бра коньерства, преступления, отрицания наших законов и нашей коллективистской мора ли. Охотник Флегонт Вершков убивает своего фронтового товарища Степана Мур зина, потому что в наших условиях жизнь вне общества закономерно приводит к вы ступлению против него. Охотничья тропа отшельника становится дорогой врага. Психологическая сложность фигуры са мого детектива Анискина очень тесно свя зана с раздумьями Липатова о враждеб ности нашим идеалам как фетишизации внешних примет городского быта, так и патриархального пиэтета перед деревенской стариной. Об Анискине много спорили. Выли кри тики, уверявшие, что Анискин отстаивает «законы древние, как солнце, и про стые, как молоко матери». Были критики, увидевшие б нем принципиального против ника патриархальной Руси.. Наконец, раз дался и голос, напрочь лишивший Аниски на связей с жизнью, превративший его в искусственно сочиненную схему. Думается, что все эти суждения стра дают односторонностью и заданностью. Анискин у Липатова отнюдь не однознач ная, прямолинейная фигура и в то же вре мя не эклектическая смесь, призванная удовлетворить разные и даже противопо ложные вкусы. Анискин, конечно, любит свою Кедров ку, в которой прожил всю жизнь, в кото рой ему все понятно и поэтому близко, а может быть, и все близко, потому что по нятно. Анискин, конечно, любит и деревню, и окружающий ее лесной простор, и могу чую сибирскую реку, которая когда-то и притянула сюда людей. Об этой любви В. Липатов умеет сказать внятно, убеди тельно, на языке подлинной поэтической прозы: «И везде, куда бы ни смотрел уча стковый, лежал легкий, пушистый и. све жий снег. Ни вмятины, ни точечки сажи не было на том пространстве, которое ох ватывал глаз, и казалось, что добрый, чистоплотный и заботливый человек на рочно укутал стылую землю, озябшие до ма, голые деревья этим мягким снегом, нежной этой пеленой. А Обь под снегом
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2