Сибирские огни № 11 - 1969
поражением то от Мещерякова, то от Пет ровича, то от Кондратьева, а то и от всего крестьянского соленопадского съезда Со ветов, проходившего под руководством большевиков. Довгаля, Петровича, Конд ратьева. Во-вторых, чем объяснить, что это «на носное явление», т. е. явление, имеющее третьестепенное значение, нужное автору только для контраста, положено в основа ние всего идейно-нравственного конфлик та романа? Не потому ли, что это отнюдь не шуточная сила, имеющая свои социаль ные корни, те самые корни, которые рож дали бонапартов, Троцких, маоцзедунов и других поклонников архиреволюциочной силы, возлюбивших в революции самих се бя, свою в ней непогрешимую роль, свое исключительное, чуть ли не божественное предназначение? Г. Колесникова правящие надо преуве личивать возможностей брусенковых. Но совершенно очевидно: не надо и преумень шать их коварную силу. Слишком дорого обходится человечеству забвение этой ис тины. В тот исторический момент, который изображает С. Залыгин, далеко не все были так зрелы, чтобы разглядеть в бру- сенковщине разрушительную силу. Пожа луй, один трезвый и прозорливый комму нист Петрович распознал ее и потребовал от Мещерякова арестовать и ревтрибуна лом судить Брусенкова. А что на это ответил Мещеряков? «— Судей слишком даже много. В этом — беда. Брусенкову просто было стре лять в Крекотеня, а когда мне столь же просто будет с Брусенковым? Нет, это не годится, где-то должен быть конец поло жению. Боремся за Советскую власть и перед ней же успели уже замараться. Она придет, она и рассудит людей великим умом и справедливостью. Ну, а пока лич но я от этого суда устраняюсь». Здесь и решительное нежелание поста вить себя на равных с Бругенковым, здесь и законное стремление положить предел тому, что так просто у них вершится, здесь и глубочайшая вера его в Советскую власть. В этом ответе Мещеряков еще раз предстал перед нами как человек, верный коренным гуманистическим и демократиче ским принципам революции. Но тут же об наружилась и его слабость. Она — в само устранении от решения насущного вопроса, поставленного жизнью. В самоустранении, продиктованном как раз недооценкой силы брусенковых. Он полагал, что победа над Колчаком и приход Советской власти ра зом покончит со всеми их разногласиями, и потому предложил Брусенкову: «Устра нимся на какое-то время друг от друга». После того, как Брусенков был постав лен по стойке «смирно» и отпущен с ми ром, Петрович с полным основанием пре дупредил Мещерякова: «— Так я тебе объясню, Ефрем, где между вами возникнет теперь разговор... На предстоящем Втором съезде Освобож денной территории. И вот там Брусенков уложит тебя на обе лопатки. И ты — ум ный и храбрый — пальчиком не сможешь пошевелить. Потому что виноват и с каж дой минутой становишься все виноватее. И глупее! — Не угадал. Нет, не угадал! — засме ялся Мещеряков...— Никто ничего не спро сит, кроме предстоящей победы...» Выходит, что Мещеряков еще не мог дать политическую оценку воззрениям бру сенковых, не видел, что разногласия у него с ними совсем не временные. А предвиде ние Петровича оправдалось. Если не на съезде, то перед съездом за все с Мещеря кова спросили, а Брусенков извернулся и пусть с потерями, но у власти он остался: он избран съездом заместителем председа теля краевого Совета депутатов трудящих ся по гражданской части. Живучим ока зался Брусенков, хотя идейно он и был в те дни наголову разгромлен духовно бо гатыми, прекрасными людьми — Меще ряковым, Довгалем, Петровичем, Кондра тьевым. Брусенковщина — явление социально значимое, с весьма серьезными, нередко трагическими последствиями, если, конеч но, общество своими усилиями, своей борь бой не положит ему предел. Это — крупное обобщение распространенного в мире яв ления, еще одно художественное открытие С. Залыгина. Беспощадное обличение бру- сенковщины, глубокое вскрытие ее социаль ных корней в обществе, широкое философ ское и политическое осмысление ее — бес спорное завоевание советской литературы на нынешнем этапе ее развития. К демократическому строю жизни стре мились герои романа С. Залыгина. Даже Брусенков постоянно доказывал, что он свято блюдет демократические принципы совершившейся в октябре революции. И для всех это был ухабистый, тернистый путь. И большинство из них рано или позд но сходилось на одном: путь к настояще му, широко демократическому, социально новому обществу лежит через практическое осуществление ленинской идеи диктатуры пролетариата и крестьянства, диктатуры революционного народа. К этому вели все нити повествования. В этом смысл веду щих образов произведения, смысл его кон фликтов. .Это — идейный стержень романа «Соленая Падь».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2