Сибирские огни № 11 - 1969
класса»1, чем и привел в смущение многих русских социал-демократов, пекшихся о «чистоте» политической линии партии рабо чего класса и обвинявших Ленина и в на родничестве, и в сентиментальности, и в утопизме. С тех пор и до самого 1917 года во всех ленинских аграрных программах учитывалась реальная сила крестьянства, которое в лице своих революционных коми тетов способно осуществить национализа цию земли. В знаменитых и опять-таки тог да не всеми понятых «Апрельских тезисах» было сказано: «В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депу татов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация в с е х земель в стра не, распоряжение землею местными Сове тами батрацких и крестьянских депута тов»2. Тем самым крестьянство не отталкива лось от революции, как чуждая ей мелко буржуазная стихия, а включалось в борьбу за демократизацию всей России. В. И. Ле нин был убежден, что делать Россию де мократической можно только демократиче ским путем. Ленинская рабочая партия трезво учитывала специфические условия российской действительности (преобладание в стране крестьянства) и создала теорию, которая могла, отступая от классических европейских образцов, предвидеть события и способствовать рождению революцион ного народа России. Достоинство романа С. Залыгина «Со лёная Падь» в том, что в нем уловлен живой процесс революционизирования на рода, показано, как лучшая часть сибир ского крестьянства «сумела» как бы о б о г н а т ь естественный общественно-эконо мический процесс. В сибирской деревне, не скованной кре постническими пережитками, началось ин тенсивное классовое расслоение. Хозяйст венный мужичок приобретал все большее и большее значение. Обратите внимание, как убедительно и по-государственному широко в рамках старого привычного ему обще ства мыслит тот же Глухов, «ровный му жик», имеющий не менее ста десятин па хотной земли. Его заветная мечта — «хле бушко растить да торговать им по мере возможности». Он решительно против хищ ничества и грабежа Кузодеевых, он за ка питализм умеренный и разумный: «надо только с умом, соседа не обижать». Он за торговлю с иностранцами, но, конечно, до пределов, пока торговля эта ему выгод на,— и не только ему лично, а и всей рус ской буржуазии его ранга, Глухов за «па кость», но «только не у себя дома». В 1919 году он твердо заявляв!, что «Кол чака этого терпеть никак нельзя». А поче му? Потому что опирается Колчак на нена вистных ему Кузодеевых и иностранцев. 1 В. И. Л е н и н . С обр ан и е соч., т. 4, с. 435. В. И. Л е н и н . Собрание соч., т. 31, с. 109. Мещеряков ему прямо говорит: «Не по нятно, чем тебе Колчак плохой,— он же сильно богатых любит». И Глухов разъяс няет: «— ... Колчак на Кузодеева надеется — именно его он над Россией поставить же лает, и чтобы тот ему эту услугу ни в жизнь не забыл, чтобы без конца благодарст вовал. Здря надеется!' Благодарности от Ку зодеева сам господь бог не дождется, да и какая обратно из его получится власть, когда он, не ставши ею, уже далеко во круг успел напакостить?.. Нет, ровный му жик, и даже хорошо ровный, но у которого добро все открытое, все на ограде нахо дится, он любую власть кормит и любая власть его за это топчет... Мне, товарищ мой Мещеряков, узнать бы: как ты хочешь, чтобы было? И партизания вся — как хо чет? Затем и посланный я от карасуков- ских мужиков. И не я один от многих местностей еще пойдут на вас поглядеть». Глухов знал, что делал. Совершенно очевидно, что в 1919 году он приглядывал ся и примеривался к «партизанки» точно так же, как в 1918-м, когда разгоняли Советскую власть, он примеривался к вла сти то временной, то областнической, то колчаковской. Обернись дело иначе, обо прись Колчак на Глуховых, они стали бы самыми крупными, самыми решительными крестьянскими вожаками буржуазной ре волюции до победного конца, они стали бы, в частности, вожаками сибирской Ван деи, вожаками контрреволюции. Ленинская аграрная программа, опреде лившая характер всей русской социалисти ческой революции, учитывала эту опас ность и вовремя нейтрализовала этого са мого «ровного мужика», написав на своих знаменах равное с рабочими право кресть ян вершить с в о ю революцию в деревне, т. е. самостийно, не дожидаясь ничьих со ветов и приказов отбирать у помещиков землю, всю ее национализировать и пере дать в руки Советов батрацких и крестьян ских депутатов. Сибирское крестьянство под воздействием террора взбесившейся крупной буржуазии, требовавшей с по мощью интервентов одним ударом покон чить с пролетарской революцией, как бы перескочило' через цепкую власть «ровных мужиков» и в кратчайший срок превра тилось в революционный народ, защищаю щий Советы. Перескочило и превратилось именно потому, что ленинской программой партии было предусмотрено творческое участие в развитии революции и пролета риата как гегемона, и крестьянства как его союзника. Роль партии, роль революцион ной теории значительней и глубже, чем она иногда представляется по раз задан ной схеме: сознательный пролетарий берет за руку несознательного мужичка и ведет его, упирающегося, в революцию! Револю ционное выступление крестьян начиналось в том или ином месте далеко не всегда по шаблону, потому лишь, что в их среде обязательно оказывался большевик, а боль
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2