Сибирские огни № 11 - 1969

класса»1, чем и привел в смущение многих русских социал-демократов, пекшихся о «чистоте» политической линии партии рабо­ чего класса и обвинявших Ленина и в на­ родничестве, и в сентиментальности, и в утопизме. С тех пор и до самого 1917 года во всех ленинских аграрных программах учитывалась реальная сила крестьянства, которое в лице своих революционных коми­ тетов способно осуществить национализа­ цию земли. В знаменитых и опять-таки тог­ да не всеми понятых «Апрельских тезисах» было сказано: «В аграрной программе перенесение центра тяжести на Советы батрацких депу­ татов. Конфискация всех помещичьих земель. Национализация в с е х земель в стра­ не, распоряжение землею местными Сове­ тами батрацких и крестьянских депута­ тов»2. Тем самым крестьянство не отталкива­ лось от революции, как чуждая ей мелко­ буржуазная стихия, а включалось в борьбу за демократизацию всей России. В. И. Ле­ нин был убежден, что делать Россию де­ мократической можно только демократиче­ ским путем. Ленинская рабочая партия трезво учитывала специфические условия российской действительности (преобладание в стране крестьянства) и создала теорию, которая могла, отступая от классических европейских образцов, предвидеть события и способствовать рождению революцион­ ного народа России. Достоинство романа С. Залыгина «Со­ лёная Падь» в том, что в нем уловлен живой процесс революционизирования на­ рода, показано, как лучшая часть сибир­ ского крестьянства «сумела» как бы о б о ­ г н а т ь естественный общественно-эконо­ мический процесс. В сибирской деревне, не скованной кре­ постническими пережитками, началось ин­ тенсивное классовое расслоение. Хозяйст­ венный мужичок приобретал все большее и большее значение. Обратите внимание, как убедительно и по-государственному широко в рамках старого привычного ему обще­ ства мыслит тот же Глухов, «ровный му­ жик», имеющий не менее ста десятин па­ хотной земли. Его заветная мечта — «хле­ бушко растить да торговать им по мере возможности». Он решительно против хищ­ ничества и грабежа Кузодеевых, он за ка­ питализм умеренный и разумный: «надо только с умом, соседа не обижать». Он за торговлю с иностранцами, но, конечно, до пределов, пока торговля эта ему выгод­ на,— и не только ему лично, а и всей рус­ ской буржуазии его ранга, Глухов за «па­ кость», но «только не у себя дома». В 1919 году он твердо заявляв!, что «Кол­ чака этого терпеть никак нельзя». А поче­ му? Потому что опирается Колчак на нена­ вистных ему Кузодеевых и иностранцев. 1 В. И. Л е н и н . С обр ан и е соч., т. 4, с. 435. В. И. Л е н и н . Собрание соч., т. 31, с. 109. Мещеряков ему прямо говорит: «Не по­ нятно, чем тебе Колчак плохой,— он же сильно богатых любит». И Глухов разъяс­ няет: «— ... Колчак на Кузодеева надеется — именно его он над Россией поставить же­ лает, и чтобы тот ему эту услугу ни в жизнь не забыл, чтобы без конца благодарст­ вовал. Здря надеется!' Благодарности от Ку­ зодеева сам господь бог не дождется, да и какая обратно из его получится власть, когда он, не ставши ею, уже далеко во­ круг успел напакостить?.. Нет, ровный му­ жик, и даже хорошо ровный, но у которого добро все открытое, все на ограде нахо­ дится, он любую власть кормит и любая власть его за это топчет... Мне, товарищ мой Мещеряков, узнать бы: как ты хочешь, чтобы было? И партизания вся — как хо­ чет? Затем и посланный я от карасуков- ских мужиков. И не я один от многих местностей еще пойдут на вас поглядеть». Глухов знал, что делал. Совершенно очевидно, что в 1919 году он приглядывал­ ся и примеривался к «партизанки» точно так же, как в 1918-м, когда разгоняли Советскую власть, он примеривался к вла­ сти то временной, то областнической, то колчаковской. Обернись дело иначе, обо­ прись Колчак на Глуховых, они стали бы самыми крупными, самыми решительными крестьянскими вожаками буржуазной ре­ волюции до победного конца, они стали бы, в частности, вожаками сибирской Ван­ деи, вожаками контрреволюции. Ленинская аграрная программа, опреде­ лившая характер всей русской социалисти­ ческой революции, учитывала эту опас­ ность и вовремя нейтрализовала этого са­ мого «ровного мужика», написав на своих знаменах равное с рабочими право кресть­ ян вершить с в о ю революцию в деревне, т. е. самостийно, не дожидаясь ничьих со­ ветов и приказов отбирать у помещиков землю, всю ее национализировать и пере­ дать в руки Советов батрацких и крестьян­ ских депутатов. Сибирское крестьянство под воздействием террора взбесившейся крупной буржуазии, требовавшей с по­ мощью интервентов одним ударом покон­ чить с пролетарской революцией, как бы перескочило' через цепкую власть «ровных мужиков» и в кратчайший срок превра­ тилось в революционный народ, защищаю­ щий Советы. Перескочило и превратилось именно потому, что ленинской программой партии было предусмотрено творческое участие в развитии революции и пролета­ риата как гегемона, и крестьянства как его союзника. Роль партии, роль революцион­ ной теории значительней и глубже, чем она иногда представляется по раз задан­ ной схеме: сознательный пролетарий берет за руку несознательного мужичка и ведет его, упирающегося, в революцию! Револю­ ционное выступление крестьян начиналось в том или ином месте далеко не всегда по шаблону, потому лишь, что в их среде обязательно оказывался большевик, а боль

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2