Сибирские огни № 11 - 1969
мане В. Зазубрина. Рассказы и повести Вс. Иванова, Б. Лавренева, Л. Сейфулли- ной, «Конармия» И. Бабеля и некоторые другие произведения позволили заглянуть в души самых разных по складу характера и воспитанию участников революции. И мы легко заметили, как причудливо сочетают ся в них возвышенное и низкое, романти ческое и приземленное, прекрасное и урод ливое. Они размежевывались и по классо вому признаку, но еще и по признакам индивидуальным, социально-психологиче ским, и разговор уже шел об очиститель ной буре революции. С появлением романов «Чапаев», «Же лезный поток», «Разгром» советская лите ратура сделала громадный шаг в тщатель ном исследовании истоков героизма масс, мужества и героизма представителей рево люционного народа: они — в мировоззре нии, в организующей и формирующей силе передового отряда рабочего класса России. Эти и близкие им произведения примеча тельны тем, что на более широкой основе обобщали опыт революции и гражданской войны, что всем своим острием были обра щены в будущее. Чапаев и Клычков, Ко жух, Морозна и Левинсон — это в высшей степени своеобразная кристаллизация луч шего, что получил народ из опыта рево люции и гражданской войны, они незави симо от воли их авторов с течением вре мени становились опорой в грандиозном строительстве небывалого общества. Соз давался принципиально иной характер че ловека из народа, который и в жизни, и в себе начал все перестраивать на револю ционный лад. И не случайно образ Чапа ева стал знаменем для людей тридцатых годов. Что же произошло тогда в нашей ли тературе? То, что и должно было произой ти в литературе социалистического реализ ма — она стала все более основательно сле довать принципу историзма. До того нас удовлетворяли произведения, в которых изображались преимущественно две проти воборствующие силы — белые и красные, революционеры и контрреволюционеры, мы узнавали, как крестьянин или интеллигент приходили в революцию, стихийно или созна тельно, без руководства .или под руковод ством, мы довольно часто видели различ ного качества колебания крестьянина или интеллигента и безусловную твердость и непоколебимость рабочего. Герои револю ции в этих произведениях были, как пра вило, твердо убеждены, тто если они сло мят своего классового врага, то на земле сразу наступит царство справедливости. Соответствовало ли это истине, вытекало ли из объективных обстоятельств? Да, со ответствовало, да, вытекало. Часто их про тотипами были люди колоссальной энер гии, люди действия, с безграничной верой в возможность одним ударом, одной побе дой над эксплуататорами покончить с со циальным злом и несправедливостью. И ес ли бы они думали иначе, то, вероятно, не смогли бы совершить тот исторически не обходимый подвиг, который они соверши ли. В тридцатых годах появляются исто рико-революционные произведения, осно ванные не только на личных впечатлениях, как преимущественно случалось в двадца тых, но и на исследовании исторического материала. Их авторы чаще, чем раньше, пытаются проследить причинно-следствен ные связи явлений и фактов, причем бе рут они их не изолированно, а в связи со всем многообразием событий, сложных, противоречивых, не укладывающихся в красно-белую схему. И в этом смысле осо бенно выделяются романы М. Шолохова «Тихий Дон» и А. Толстого «Хождение по мукам». Роман А. Толстого не вызывал и не вы зывает таких разноречий в читательских массах, в критике и литературоведении, как роман М. Шолохова. В нем довольно ясно прочерчен сложный путь русской ин теллигенции к народной правде. Этот путь дан на широком фоне важнейших историче ских событий, связанных с судьбою отдель ной личности отнюдь не формально. В ос нове романа лежит мысль о нерасторжимом единстве судьбы человеческой и судьбы народной. Сам А. Толстой, завершив ро ман, определял его тему как гему «поте рянной и возвращенной родины».. «Поте рянной» — и это сразу отбрасывает нас за пределы простых аксиоматических реше ний. «Возвращенной» — и это заставляет попристальней вглядеться в наше прошлое и подумать не только о непримиримом ан тагонизме разных социальных сил, но и о характере этого антагонизма, о реальной, индивидуальной, а не обобщенной физио номии революционной эпохи. Обобщение было верным и точным, оно помогало в борьбе за власть в настоящий момент, но оно не исчерпывало всех возможно стей, таящихся в социалистической рево люции. Вокруг романа М. Шолохова. до сих пор идут дискуссии. Это — закономерно, и не Требует особых пояснений: каждое но вое поколение будет определять свое от ношение к этому действительно крупней шему явлению советской русской литера туры. Недавняя волна «новых взглядов» на роман вызвала естественное сопротив ление тех, кто полагал, что тут все вопро сы уже разрешены. Можно по-разному относиться к сути возникшей дискуссии, но невозможно отрицать ее несомненной поль зы. Как бы участники дискуссии ни ошиба лись в частности и в обобщениях, в це лом она позволила шире взглянуть на всю совокупность разнородных явлений как художественного, так и исторического пла на. Явно обогатилась и углубилась исто риография романа, оказались поднятыми новые пласты произведения, позволившие теснее увязать его с событиями тридца тых годов, которые, конечно же, влияли на проблематику романа; дискуссия при близила нас к пониманию действительной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2