Сибирские огни № 11 - 1969
вести хозяйство на новых справедливых основаниях. Время неизбежно накладывает свой от печаток на изображение тех или иных ис торических событий. Так, в последние годы обострился интерес к идейно-нравст венному размежеванию былых единомыш ленников. П. Нилин в повести «Жесто кость», затрагивающей события граждан ской войны в Сибири на ее заключитель ном этапе,— разгром банд, разгром кулац ких восстаний против Советов,— взволно ван раскрытием смысла столкновения таких людей, как Венька Малышев, с одной стороны, Узелков и начальник угрозыска, с другой, хотя каждый из них, безусловно, защитник советской власти. В «Синей те тради» Э. Казакевича идет острейшая по лемика В. И. Ленина с теми членами пар тии, которые в самый ответственный мо мент усомнились в способности рабочего класса взять и удержать власть, т. е. со вершить социалистическую революцию. «Самое трудное и страшное,— думал Ле нин из повести «Синяя тетрадь»,— это драться беспощадно не с врагами, а с близкими людьми, с единомышленниками...» А затем тут же добавлял: «А не драться никак нельзя». Роман С. Залыгина про должает эту линию советской литературы в осмыслении некоторых событий прошло го, он еще с большей заостренностью стал кивает двух крестьянских вожаков всена родного восстания против колчаковщины, их борьба составляет стержень всего об ширного повествования. 1 О гражданской войне в России суще ствует богатейшая литература. Обозреть ее всю вряд ли возможно одному челове ку, если учесть, что сюда входят не толь ко книги художественные, но и воспоми нания участников, и многочисленные собрания документов, и целый поток исто рических исследований. До сих пор неред ко вокруг толкования отдельных фактов, даже просто относительно реальности са мих фактов, ведутся ожесточенные споры. Вероятно, поэтому С. Залыгин, изучив ве ликое многообразие истолкований, на пер вый взгляд, бесспорных событий и фактов гражданской войны в Сибири, решительно отказался от точного наименования места действия и от подлинных имен участников войны. Реальны прототипы, как всегда и в .любом реалистическом произведении, но биографии героев романа не совпадают с биографиями прототипов.' Действительные лица, их действительные биографии лишь толчок к обобщениям широкого плана, к выявлению наихарактернейшего в людях, участвовавших в исторических событиях. Об этом приходится говорить, посколь ку некоторые читатели упрекают С. Залы гина в искажении облика то одного, то другого героя гражданской войны, которо го они по известным им фактам угадали в героях романа. «Соленая Падь» — роман философский, и если полемизировать с ним, то не по поводу несоответствия чьей- либо реальной биографии с биографией ге роя романа, а по поводу его концепции. Тема революции и гражданской войны долгое время освещалась как столкнове ние двух противоположных миров. Роман В. Зазубрина так и . назван — «Два мира». Пафосом непримиримой борьбы трудящих ся с угнетателями и интервентами, пося гающими на землю и волю, проникнут весь начальный период развития советской литературы. Вспомним троизведения двад цатых годов — А. Малышкина, Вс. Ивано ва, Л. Сейфуллиной, Ф. Березовского, А. Яковлева, Ю. Либединского... Иначе и быть не могло, потому что создавались они по горячим следам классовых битв,' Конечно, наивно было бы полагать, что отсутствовали другие аспекты главного кон фликта эпохи. В революцию шли разные люди и с разными целями. Были среди них кристальные революционеры, готовые идти на смерть во имя прекрасного буду щего русского общества, всего человече ства. Были и такие, которые честно пыта лись, но так и не смогли понять социали стическую революцию и принять ее такой, какая она совершилась; другие — просто выпадали из хода событий на ее крутых поворотах, третьи — откровенно приспосаб ливались, чтобы как-то пережить грозное время. Очень сильно прозвучала в литера туре тема «революция и интеллигенция», потому что она была поставлена самой жизнью. Назрел и прорвался конфликт между буржуазными «носителями прогрес са и революционности» и простым трудо вым людом, пожелавшим более существен ных перемен, чем обещали им эти пред ставители русской интеллигенции. Любопытно, что в первом советском ро мане «Два мира», как в эмбрионе, отра зились почти все проблемы, так или иначе взволновавшие писателей двадцатых го дов: народная масса, взявшаяся за ору жие, ее характер, ее роль в ходе револю ции, стихийное и сознательное в движе нии этих масс, руководитель и руководи мые, человек в революции, колеблющаяся и ищущая интеллигенция и классовый враг трудящихся, его отвратительный облик... Всего этого В. Зазубрин коснулся и сосре доточился на явлениях глобального поряд ка: вот революционный народ, терпящий неимоверные невзгоды войны, а вот его антагонисты — колчаковские армии, колча ковские каратели, колчаковские банды. И все это окрашено такой яростью, такой ненавистью, таким гневом, что произведе ние воспринимается как памфлет, как об личающий документ эпохи, как свидетель ское показание о кровавых делах колча ковцев и интервентов, предназначенное для суда истории. Последующее произведения заметно уг лубили проблематику, прозвучавшую в ро
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2